Рейтинг@Mail.ru
Русская история: консервативный взгляд - РИА Новости, 18.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русская история: консервативный взгляд

Читать ria.ru в
Дзен
Пока общество спорило о выборах, наказаниях за клевету и новых правилах для волонтеров, России начали возвращать ее историю. Никогда еще не выходило такого огромного количества новых исследований. Причем многие из них, впервые за многие годы - не конъюнктурные и, самое главное, основанные на вновь ставших доступными документах.

Дмитрий Бабич

Пока общество спорило о выборах, наказаниях за клевету и новых правилах для волонтеров, России начали возвращать ее историю. Никогда еще не выходило такого огромного количества новых исследований. Причем многие из них, впервые за многие годы - не конъюнктурные и, самое главное, основанные на вновь ставших доступными документах.

Даже созданная в 2009 году указом Медведева Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, так напугавшая при своем рождении либеральную общественность, не запретила и не отругала ни одной книги, занявшись более полезным делом - рассекречиванием архивов. И до своей благополучной смерти в начале нынешнего 2012 года, объявленного годом российской истории, комиссия успела рассекретить тысячи документов.

От разоблачений - к пониманию

Что же появилось в итоге? Можно сказать, что "разоблачительский" период в историографии, начавшийся еще в конце восьмидесятых, закончился. И дело тут не в пресловутой цензуре - для книг ее точно нет. Разоблачительскому пафосу не способствует само обилие вновь открывшихся источников.

"Как поступает недобросовестный историк, дорвавшийся, скажем, до каких-нибудь прежде закрытых расстрельных списков ОГПУ?- задается вопросом главный редактор исторического журнала "Родина" Юрий Борисенок. - Он быстренько их "вываливает" в отдельной публикации с драматическими комментариями, не заботясь о контексте - в том числе и об обширном несекретном фонде документов, связанном с теми же действующими лицами". Это и происходило в девяностые, когда задача была - быстро ввести в оборот прежде запрещенные фонды. Получалось, что вот, расстреливали, а почему и для чего расстреливали - непонятно. Теперь же появилась возможность работать спокойно, то есть объяснять прошлое, а не ужасаться им и не оправдывать его.

Вот интересный пример: пробуждение протестного движения в декабре 2011 - мае 2012 года совпало по времени с целым валом публикаций о генезисе русского революционного движения, вылившегося в революции 1905-1907 и 1917 годов.

Можно возразить: что же тут нового, революция и теперь остается самой болевой точкой русской истории? Новизна в самой задаче, которую ставят перед собой историки: понять, как возникает массовое недовольство, чтобы в будущем научиться купировать его на корню. Возник абсолютно новый, консервативный подход к отечественной историографии, который отличается и от надоевшего советского подхода, и от ставшей уже привычной либеральной догмы.

Оговоримся сразу: что касается нравственной оценки революции, то тут вердикт профессиональных историков (и консерваторов, и либералов) однозначен: она - сугубо отрицательное явление, прервавшее естественный ход русской истории. Падение в 1918-1920 гг. в разы жизненного уровня населения, разрушение рынка сельскохозяйственных продуктов, повлекшее голод, братоубийственная война - всему этому не может быть оправдания, тут согласны все.

Революция завышенных ожиданий

Но вот почему этот срыв произошел именно в 1917 году? Что его вызвало? Война, недоедание, неравенство?

Из статистических данных видно, что россияне в конце девятнадцатого и в начале двадцатого веков жили все лучше и лучше. Неравенство в Великобритании было в разы больше. Нормирование продуктов в Германии, отрезанной в первую мировую войну от мировых рынков, было введено в 1915 году - на год раньше, чем в России. Урожаи в 1914-1917 гг. в России были хорошие. Почему же тогда "грохнуло" у нас?

Доктор исторических наук Борис Миронов в своем исследовании "Уроки революции 1917 года или Кому на Руси жить плохо" приходит к выводу: застрельщиками революции 1917 года выступили не рабочие, а интеллигенция, те, кого сейчас назвали бы "белыми воротничками", публика вроде той, что собиралась недавно на Болотной площади.

Причиной революции стал не голод (его не было) и даже не отсутствие экономических и политических реформ (они проводились с 1861 года, и довольно успешно, успешнее, чем наши реформы 1990-х и 2000-х).

Причиной стало то, что социологи называют относительной депривацией. Вот как объясняет смыcл этого термина Борис Миронов в своей работе: "Рост потребностей постоянно обгонял достигнутый уровень жизни. Все слои населения, и интеллигенция в наибольшей степени, постоянно хотели больше того, что имели, и больше того, что реально возможно было иметь при имевшихся в то время экономических и финансовых ресурсах".

Кто разбудил Собчак?

Знакомые причины для недовольства, не так ли? По этой логике и нынешние протесты стали неким запоздалым эхом кризиса 2008-2009 года, который не то чтобы привел к падению уровня жизни "креативного класса", а скорее обманул его надежды на бесконечный и неуклонный рост доходов, весьма распространенные еще в 2007 году.

Впрочем, как доказывает Миронов, и сейчас, и 100 лет назад недовольство "белых воротничков" было связано не только с завышенными экономическими ожиданиями. Интеллигенция начала двадцатого века, по мнению Миронова, была не удовлетворена еще и тем, что "не оказывала влияния на проходившие в стране социальные и политические процессы в достаточной, по ее мнению, степени".

Опять очень знакомо. При этом за 20-30 предреволюционных лет границы свободы для русского образованного человека колоссально расширились - разница была примерно такая же, как разница между современным блоггером и затюканным сотрудником застойного НИИ образца 80-х годов. На рубеже между IX и XX веками появились общедоступные театры, газеты всех направлений, передовое искусство - все эти футуристы, символисты и акмеисты, смотревшиеся на недавно избавившейся от крепостного права русской почве еще экзотичнее, чем эксперименты Марата Гельмана в Перми.

И что же? "Несмотря ни на что, средний русский интеллигент ощущал себя в начале века в положении маргинала, постоянно сталкивавшегося с непониманием и сопротивлением окружающей среды, прежде всего власти",- пишет Миронов.

Возможно, именно там, в истории, мы и найдем ответ на одну из загадок современности: чего, собственно, не хватало Ксении Собчак? Подобно многим фигурам начала двадцатого века, Ксения Анатольевна стала жертвой собственных постоянно повышавшихся и оказавшихся в конце концов завышенными ожиданий. Синице в виде "Дома-2" в руках она предпочла витающего где-то в облаках журавля политического влияния. Почему? Думаю, ей захотелось осмысленной, серьезной деятельности ("Десять лет я делала карьеру и занималась черт знает чем"). И если все задуманное получалось раньше, то почему бы удаче не улыбнуться и теперь?

Опять не справятся?

Сто лет назад у русских "радикально либеральных интеллигентов" (термин Миронова) завышенными были не только ожидания, но и самооценки. После получения реальной власти в феврале 1917 года у них ничего не получилось. Временное правительство власть не удержало. И уже через 20 лет, в кровавом колесе 1937 года, не успевшая эмигрировать интеллигенция пела осанну Сталину и цеплялась за единственную мечту - выжить. Для многих и это скромное ожидание оказалось завышенным.

"Что мы наделали?!" - возопил еще в 1921 году поэт-интеллигент Александр Блок. Тот самый Блок, который в 1905 году проклинал жандармов, казну, попов и "недоступного в своей таинственной отчужденности" царя Николая.

Из всего вышеизложенного историк Миронов делает актуальные для нынешней ситуации выводы. Вот его советы власти: "создание реальной оппозиции", готовой взять власть в процессе плановой ротации; "создание легальных клапанов для выражения недовольства, разрешение, а не подавление социальных конфликтов"; "первоочередное удовлетворение требований среднего класса", поскольку "революционная опасность со стороны белых воротничков несравненно больше, чем со стороны синих".

Ну, а самому "креативному классу", думаю, стоит вспомнить своих предшественников столетней давности и хотя бы не повторять их риторику один в один, как это делается сегодня.

Против власти - хоть с чертом

Впрочем, парадоксы Миронова - это лишь часть интереснейшего процесса формирования консервативной парадигмы истории, происходящего на наших глазах. Идет углубленное изучение и революционного, и контрреволюционного течений в прошлом нашей страны. Фактически историки "реабилитировали" двух главных контрреволюционеров девятнадцатого века - императоров Николая I и Александра III.

Одна из главных загадок революционной темы: почему еще в девятнадцатом веке русская либеральная общественность так склонна была оправдывать насилие, если только они были направлены против действующей власти?

Не будем забывать - стрелявшую в питерского градоначальника Трепова в 1879 году революционерку Веру Засулич оправдал суд присяжных, на процессе ей аплодировала публика, а защищали ее - бесплатно - лучшие адвокаты.

В 1871 году, во время процесса по делу группы Сергея Нечаева, не только адвокаты обвиняемых, но и тогдашние вольнолюбивые газетчики  подчеркивали молодость и идеализм обвиняемых, называли их "жертвами правительственного произвола" и даже "благонамеренными гражданами". А  Бакунин и Огарев в своей европейской эмиграции оправдывали и самого Нечаева, несмотря на его изуверский "Катехизис революционера", убийство студента Иванова и собственные связанные с Нечаевым неприятности.

Откуда это бралось? Поняв те события, мы, может быть, приблизимся и к пониманию вдруг вспыхнувшего сочувствия к группе Pussy Riot, у которой тоже нет недостатка в защитниках - и в отечественных, и в заграничных.

Кстати, о роли заграницы. Более семидесяти лет мы изучали российскую историю рубежа девятнадцатого и двадцатого веков по съездам ленинской РСДРП, чуть ли не половина которых (в 1903, 1905 и 1907 гг.) проходила в Лондоне. Сегодня огромное белое пятно потихоньку заполняется - большевики занимают подобающее им в те годы место в ряду маргинальных партий.

И все же про Лондон забывать не стоит: выходят все новые публикации о том, с каким пылом не только Герцен, но и эмигрировавшие после октябрьской революции в Англию князья Долгоруков и Кропоткин старались создать у англичан образ России, схожий с тем, что сейчас создает ей Березовский.

Просто поразительно, как охотно англичане всему этому верили и как охотно они все тому же верят сейчас.

Эта московско-лондонская традиция, увы, не прерывалась целый век: если в 1870-е английские друзья Герцена помогали народникам переправлять в Россию брошюры в чемоданах с двойным дном, то в 1904 году британские социалисты организовали отправку в Россию оружия в бочках со свиным салом. И, конечно же, вся российская либеральная печать в начале века возмущалась попыткам выдать получателей всей этой продукции за "иностранных агентов". Да они этими агентами и вправду не были: революция была нужна в первую очередь самому Ленину, а не его просчитавшимся в итоге заказчикам. Что ж, история продолжается, она никогда не кончается, повторяясь в самых неожиданных деталях - в этом ее прелесть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала