В 2010 году Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил опрос. По его итогам, в списке "кумиров ХХ века" на втором месте после Юрия Гагарина оказался Владимир Высоцкий. 25 января актеру, поэту и исполнителю исполнилось бы 75 лет. Есть люди, которых невозможно представить старыми, да и в то, что их нет, тоже не верится. О таких говорят: мы их не вспоминаем, мы с ними живем…
Живущий на бегу
Более шестисот песен, тридцать ролей в кино, пятнадцать — в Театре на Таганке… и Государственная премия СССР — посмертно. Сказать, что это все о нем — пусть и правильно, но как будто — ничего не сказать.
Еще при жизни Высоцкий стал легендой, вокруг его имени рождались слухи, сочинялись мифы.
"Со временем эти мифы даже диктовали ему поступки и реакции, — считает народная артистка России Алла Демидова. — Сначала он отмахивался от них, а потом ему пришлось с этими слухами жить".
Алла Демидова близко знала Владимира Высоцкого на протяжении четырнадцати лет, они были партнерами в знаменитых спектаклях Театра на Таганке "Гамлет" и "Вишневый сад".
"В "Гамлете", понятно, он играл самого принца Датского, а я — его мать, Гертруду. В "Вишневом саде" он — Лопахин, я — Раневская. И только в этих двух ролях у него не было дублеров. Он сам не хотел, потому что понимал: это те роли, которые надо осваивать постепенно, и с каждым спектаклем расти. И он вырастал в очень большого актера. Он бы мог играть большие, масштабные роли", — говорит Алла Демидова.
Актриса рассказывает, что запомнила Высоцкого как человека стремительного, сжигаемого какой-то внутренней неуспокоенностью, живущего на бегу.
"Спешил он всегда. У него, как мне казалось, всегда присутствовало ощущение, что он мог бы сделать больше, — считает Алла Демидова. — Отсюда и его срывы, и резкие разрывы с друзьями, он не прощал даже намека на предательство, и порой расставался с людьми очень жестоко. Это при том, что такой талант дружбы, при полной самоотдаче, я редко наблюдала у других".
"Высоцкий — это наше сердечнососудистое имущество"
"Володя действительно умел растворяться в людях, которых он для себя "пометил", — рассказывает друг Высоцкого, актер Вениамин Смехов. — Но при всей такой кажущейся открытости и доступности для других, он не любил фамильярности по отношению к себе, развязности что ли".
"Никита — а его и Аркадия, старшего сына Володи, я знаю много лет — как известно, сам написал сценарий к этому фильму. Дело в том, что Высоцкий ровно за год до своей смерти пережил клиническую смерть, 25 июля 1979 года, на гастролях в Бухаре. Вот Никита долго носил это в себе, он давно хотел снять об отце фильм. Это я знаю по рассказам его мамы, Людмилы Абрамовой", — говорит Вениамин Смехов.
Фильм, по словам актера, сделан почти с документальной точностью, а его главными героями стали Высоцкий и зрительный зал, т.е. зритель певца.
"Высоцкий имел какую-то необъяснимую власть над залом и над своим слушателем. Он, кстати, не любил, когда его называли бардом, как не любил и словосочетание "бардовская песня". Определение "авторская песня" ему нравилось больше.
Говорить о нем можно много и долго, о нем написаны " километры" текстов. Я попытаюсь сказать одной фразой: Высоцкий — это наше сердечнососудистое имущество", — подытожил в интервью Вениамин Смехов.
"Результативный Монумент", или "Недовоплотился"
Сегодня именем Высоцкого названы улицы, скалы, ледники, речные пороги, корабли, самолет, астероид, сорт гладиолусов… В честь актера и певца выпущены памятные медали, монеты. Одна из них — в африканской Республике Малави. Ему установлены памятники, открыты памятные доски…
По словам Аллы Демидовой, Высоцкий давно превратился в этакий "Результативный Монумент", чего и боялся при жизни. В его стихотворении "Памятник" есть строчки: "Я не знал, что подвергнусь суженью после смерти…".
А еще актриса считает, что главная трагедия Высоцкого — в том, что он "недовоплотился". А то, что поэт шел по канату без страховки, все время гнал коней над пропастью и пел на "разрыв аорты" – что ж, он просто не умел по-другому