ВАРШАВА, 15 мая — РИА Новости, Евгений Безека. Варшава добивается от России возвращения 18 объектов культурного наследия, вывезенных немцами в Германию во время Второй мировой войны и попавших затем в советские музеи, сообщил журналистам в Варшаве польский министр культуры Богдан Здроевский.
По словам министра, сейчас Польша пытается вернуть из-за рубежа 31 произведение. 18 из них находятся в России, три — в Германии, четыре — в США. Картины в российских музеях были вывезены гитлеровцами из Польши в Германию в 1945 году, откуда попали в СССР. Большую их часть удалось выявить благодаря репродукциям на сайте ГМИИ им. Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения. Часть работ находится в Художественном музее имени Радищева в Саратове.
"Для нас очень важно преодолеть практику невозвращения объектов культуры из России, и важно, что мы начинаем с бесспорных. Хочу, чтобы хотя бы одна картина была возвращена безвозмездно", — сказал министр на пресс-конференции о возвращении произведений искусства из России, организованной Центром польско-российского диалога и примирения.
Таким бесспорным объектом, по его мнению, является "Мадонна с младенцем и попугаем на фоне пейзажа" (XVI век) из Музея истории и искусства имени Бартошевичей в Лодзи. Эту картину в 1937 году в Вене приобрел Кароль Рамунд Эйзерт, после смерти которого наследники передали ее в музей. 19 января 1945 года немцы вывезли полотно в Саксонию, откуда оно попало в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
По словам министра, переговоры с российской стороной осложняет исчезновение пострадавших польских коллекций и музеев, а также политические решения, принятые после войны. Согласно закону о перемещенных культурных ценностях 1998 года Россия категорически отказывается возвращать "трофейное искусство".
В число таких произведений, хранящихся в ГМИИ, входит "Клад Приама", "Эберсвальдский клад", "Золото Меровингов" из немецких музеев. В настоящий момент директор ГМИИ Ирина Антонова, в свою очередь, добивается возврата из Эрмитажа в Москву коллекции импрессионистов.
Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский считает, что передача коллекции приведет к полному взрыву единого музейного пространства в России. Читать подробнее >>