Сергей Петухов, Константин Богданов, обозреватели РИА Новости.
Казалось бы, рядовой бытовой конфликт в поволжском городе Пугачеве, какие случаются по всей стране, наверное, каждый день, перерос в драку со смертельным исходом и вызвал такой громкий общественный резонанс прежде всего потому, что в пугачевских событиях, как в фокусе, сошлись вместе гораздо больше проблем, чем лежащая на поверхности ксенофобия.
В этом ЧП районного масштаба каждый видит то, что хочет увидеть, причем, как обычно, некоторые явно усматривают в нем несомненную пользу для своих личных, карьерных и партийных интересов.
Но анализ реакции на ситуацию в Пугачеве завсегдатаев политтусовки Рунета, различных политических сил и властей разного уровня показывает, что все мы догадываемся, с каким чудовищем имеем дело. И чудовище это — отнюдь не ксенофобия, как может показаться на первый взгляд.
Новая Кондопога?
Похожие случаи происходили по всей России и до Кондопоги, и после нее, пока очередь не дошла до города Пугачева, где, как сейчас выясняется, это — не впервые, по разным свидетельствам, там уже погибли от рук приезжих с Кавказа от трех по пяти местных жителей.
Это первая и самая очевидная проблема пугачевского и всех остальных "бунтов" против приезжих из другой социокультурной среды. В подобных случаях очень трудно отвлечься от эмоций, но если все-таки постараться это сделать, то такие ситуации предстают в несколько ином свете.
Обычаи против обычаев?
Неадекватность реакции приезжих, которые, за неимением кинжала на поясе, чересчур легко хватаются за нож в кармане, — проблема чисто уголовная и решается в рамках Уголовного кодекса РФ, как показали события в Кондопоге и в том же Пугачеве при предыдущей поножовщине. Убийцы были осуждены на длительные сроки.
Настоящая же проблема — в другом. Конфликты с приезжими возникают, как правило, потому, что привезенные ими нормы жизни (и мы сейчас говорим, разумеется, не о привычке хвататься за нож), обычные для малой родины и соблюдаемые внутри диаспоры на новом месте, вызывают неприятие местных жителей и справедливое их возмущение. Но справедливое ли?
Смотрите фотоленту Пугачевский "бунт": акции протеста из-за гибели десантника >>
Южане не иностранцы, по большому счету они находятся в своей стране. По моральным нормам общежития они, разумеется, должны соблюдать местные обычаи. А если им эти обычаи не нравятся, что тогда? На каком основании их принуждать к чуждым им обычаям?
Дружба народов или Чайна-таун?
Понятно, что готового рецепта тут нет и быть не может. Фактически существует два взаимоисключающих алгоритма решения проблемы. Первый: достижение консенсуса как результат взаимного уважения и взаимных уступок. Второй: обособление приезжих в диаспорах, чайнатаунах и т.п. эрзацах их малой родины на новом месте, то есть, по сути, их изоляция.
Первый вариант под названиями "дружба народов" и "новая историческая общность — советский народ" был опробован в Советском Союзе. При всех его недостатках, главным из которых была необходимость в жесткой репрессивной машине, моментально и безжалостно подавлявшей малейшие признаки "местного национализма", работал до поры до времени эффективно.
Второй вариант мы наблюдаем в большинстве западных демократий. Третьего, похоже, не существует в природе. Поэтому рано или поздно нам всем, наверное, придется перестать прятать голову в песок и выбрать между первым и вторым путями.
А пока этого нет, "пугачевские бунты" будут благодатной почвой для конфликтов, причем не только социоэтнических.
Конфликт в политтусовке
Пугачевский конфликт стал разрастаться на глазах после переноса его в пространство соцсетей и блогосферы. Началось все с распространения в Рунете информации о митинге жителей. Особо отличился блогер Алексей Навальный, описавший происходящее как "восстание жителей" и в подтверждение этого выложивший видеозапись с колонной бронетехники, идущей по улицам Пугачева. Комментарий при этом был в том ключе, что власти вводят войска в город — чуть ли не для подавления выступлений.
Тут же выяснилось, что, как однажды съехидничал Станислав Лец, в действительности все обстоит совсем не так, как на самом деле. "Бэтээры" с записи принадлежали 15-й отдельной мотострелковой бригаде (миротворческой), а сама съемка сделана еще 18 июня, когда миротворцев сдернули с пункта постоянной дислокации в рамках внезапной проверки боеготовности.
Естественно, тут же (а правильнее сказать — рефлекторно и параллельно) заработала противоположная сторона — разного рода "боевые блогеры", оппонирующие алармистам и паникерам в стремлении оседлать информационную повестку и "отработать тему".
Здесь горизонты рефлексии тоже не поражали воображение: дело не пошло дальше массового заметания любых проблем под ковер с переводом стрелок на оппозицию и националистов, которым, мол, опять неймется устроить в стране межнациональный взрыв. Кто там раскачивает лодку? Кто там ведет себя антигосударственно? Надо разобраться, на чьи деньги!
Иллюзорно-политический контекст
У обоих лагерей, во всей красе проявивших себя в ситуации с "пугачевским бунтом", куда больше общего, чем различий. Но два момента интереснее всего.
И вот здесь — второй момент. Похоже, все прекрасно понимают, с каким чудовищем имеют дело. И одни его дразнят в надежде, что оно сметет политических противников, а другие с таким же достойным лучшего применения энтузиазмом пытаются напичкать его транквилизаторами, чтобы не рвануло.
Чудовище вечного недовольства всем вокруг
То есть на реальном этническом конфликте местного значения и иллюзорно-политическом соперничестве все не заканчивается. Существует третий и, наверное, самый серьезный конфликт, потому что он более глубокий и всеобъемлющий, он вызрел и живет внутри каждого из нас.
По данным Института социологии Российской Академии наук, уровень ощущения несправедливости и связанной с этим агрессии в обществе за последние 15-20 лет вырос настолько, что уже зашкаливает.
92% из нас время от времени "чувствуют несправедливость всего происходящего вокруг". 72% — кто чаще, кто реже — испытывают "желание перестрелять всех, из-за которых жизнь в стране стала такой, какова она сейчас".
При этом только 6% еще верят в доброжелательность и душевность окружающих, и еще меньше (5%) в их искренность и способность бескорыстно помочь другому.
Разумеется, это только один из многочисленных социологических опросов, в других — другие цифры (правда, не так уж сильно отличающиеся). Но и без всякой социологической цифири наверняка каждый из нас ежедневно испытывает на себе это напряжение в обществе и сам порой взрывается по пустякам и по серьезным поводам.
Также понятно, что вылечить это состояние гораздо труднее, чем его канализировать по какому-нибудь пути, выгодному на данный момент в данном месте тем или иным политическим силам. Набор этих путей, к сожалению, хорошо известен: бей черных (варианты: желтых, белых), нерусских (вариант: русских), богатых, чересчур умных, не в то верящих, нетрадиционных и т.д.
Но лечить все-таки придется. Потому что, даже перебив "не своих", мы на этом не остановимся (с чего вдруг?) и продолжим бить уже друг друга.
Симптомы и болезнь
Пугачевская история, судя по реакции на нее, всерьез обеспокоила федеральное и региональное руководство.
Так, депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов в связи с событиями в Пугачеве направил во вторник запросы главам Следственного комитета Александру Бастрыкину, Генеральной прокуратуры Юрию Чайке, МВД Владимиру Колокольцеву и ФСБ Александру Бортникову.
Центральный аппарат Следственного комитета отослал в Пугачев криминалистов, которые "тщательным образом исследуют обстоятельства произошедшего". А Общественная палата предлагает создать межведомственную комиссию по расследованию происшедшего.
И это за неполные сутки после митинга. Оценить настрой властей нетрудно — это значит, что конкретную пугачевскую проблему, скорее всего, попытаются решить быстро, четко и с подчеркнутым вниманием к мнению общественности, а конфликт, надо надеяться, аккуратно загасят.
Но это — данный конкретный конфликт в данном конкретном городе, то есть случай симптоматического лечения. Кто сможет дать гарантию, что в следующий раз накопившееся раздражение жизнью не выплеснется совсем в другом месте по совершенно иному поводу?
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции