Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Правительство устами вице-премьера Дмитрия Рогозина огласило очередной план реформы космической отрасли. В нем содержится разделение Роскосмоса и создание новой государственной монополии. Попробуем разобраться, что конкретно предлагается реформировать и почему именно таким способом.
Очередная объединенная корпорация
"Предполагается, что в корпорацию войдут все предприятия отрасли за исключением нескольких оборонных предприятий. <…> Консолидация космической отрасли <…> позволит проводить единую техническую политику. Мы избавим промышленность от дублирования и от имеющейся избыточности. Это позволит загрузить предприятия не на 40%, как сейчас, а поднять эту планку значительно выше", – прокомментировал эту идею Рогозин.
Как сообщалось в прессе в последние месяцы, руководство Роскосмоса лоббировало вариант целостной трансформации агентства в государственную компанию – по схеме "Росатома" (бывшего Минатома) или "РЖД" (МПС).
Однако оглашенная Рогозиным схема подразумевает разделение функций заказчика и исполнителя. Роскосмос сохраняется в виде федерального агентства, однако из его состава в пользу корпорации ОРКК выводится львиная доля профильной промышленности.
Там же пока останется и военная часть, включая двух ключевых игроков ракетно-ядерной сферы: Московский институт теплотехники, разработчик "Тополей", "Ярсов" и "Булавы", и ГРЦ им. Макеева, разрабатывающий ракеты морского базирования "Синева", а также перспективные тяжелые шахтные ракеты, создаваемые по ОКР "Сармат".
Почему решения принимались именно так, а не иначе?
Потому что "банька с пауками"
Ситуация в космической отрасли осложняется застарелой и запутанной схемой конфликтов – причем как чисто внутренних, так и внешних. К последним относится давление курирующих инстанций, главным образом – со стороны Военно-промышленной комиссии и лично вице-премьера Рогозина.
В отрасли полным-полно реликтов поздних 90-х годов с совершенно непрозрачными схемами управления, финансирования, а порой и владения. Примером тому может служить упомянутая Дмитрием Рогозиным РКК "Энергия" – еще один стихийно сложившийся "центр силы" на пространствах бывшего советского Минобщемаша.
Да и сама отрасль на фоне изменений у коллег по машиностроению выглядит уже архаично. Роскосмос в его нынешнем виде – это такая "банька с пауками". Корявое дерево, частично поломанное, частично распиленное, покосившееся и подпертое, уже изрядно заросшее мхом и чагой. Оно в целом продолжает жить как некий организм, но довольно плохо и неудобно для окружающих. Вроде никто конкретно и не виноват, и люди делают все, что могут, но на выходе – сплошное огорчение.
И самое главное: в таком виде и с такой схемой управления Роскосмос практически неспособен к продуманному развитию, что неизбежно приведет к системной деградации отрасли, которая со временем может стать необратимой. Уже приводит, если вспомнить рост числа отказов по причинам технологического брака в работе сборочных производств и недостаточности контроля качества.
Наброски отраслевой философии
Вот поэтому вариант Минатома/МПС не проходит. Оба эти ведомства, как ни относись к их менеджменту, технологической политике и бизнес-практике, были (и остаются ныне) куда более целостными, управляемыми и, по большому счету, внутренне здоровыми отраслями.
Роскосмос уже таковым не является. Его автоматическая трансформация в госкорпорацию, по сути, лишила бы правительство прямого контроля за происходящим в ракетостроении и пусковом хозяйстве, а совмещение функций заказчика и исполнителя в условиях неотлаженности отраслевого механизма законсервировало бы вышеупомянутую "баньку с пауками" на долгие годы, если не десятилетия.
Поэтому разделение федерального органа-заказчика и гражданского промышленного холдинга (с тут же заявленной перспективой IPO, кстати) представляется непростым, но скорее правильным решением.
В нем тоже заложена масса полумер. Вот, скажем, боевое ракетостроение: его пока оставляют за федеральным агентством. Понятно, что это временная мера. Но уже три года на бумаге существует проект интеграции всех военных ракетчиков-стратегов в холдинг "Стратегическое ракетное вооружение", где головной организацией объявлен Московский институт теплотехники.
Однако в данный момент второй полюс ракетно-ядерной промышленности – миасский ГРЦ им. Макеева – нарастил мускулы за счет подтверждения заказа на тяжелые шахтные комплексы для РВСН и вряд ли безропотно согласится отдаться в руки конкурирующей фирмы, руководство которой, к тому же, долгие годы критикует сам подход к проектированию ракет, исповедуемый "макеевцами".
Так что оглашенные контуры реформы – это явно не окончательный план разделения отрасли, но, по крайней мере, формулировка его базовой философии: госзаказ, политика и контроль отдельно, производство – отдельно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции