ТАМБОВ, 30 окт – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Федеральная миграционная служба (ФМС) начала в Тамбове эксперимент: на фоне общероссийских проблем с мигрантами и разговоров о том, что их надо интегрировать в общество, в этом небольшом среднерусском городе открыли Центр адаптации трудовых мигрантов. Здесь – за счет работодателей – приезжих учат русскому языку, основам общения с русскими девушками и возят на экскурсии по городу.
Как будет по-русски "почему вы меня задерживаете"
Студенты тамбовского Центра социальной адаптации трудовых мигрантов по ролям читают учебник русского языка для приезжих.
— Придется вас задержать. Пройдемте в отделение.
— Почему вы меня задерживаете, товарищ капитан?
— У вас нет регистрации. Для выяснения личности.
— А это долго выяснять?
— Увидим. Часа три. Садитесь в машину.
Учебник основан на наиболее типичных ситуациях, в которых может оказаться гастарбайтер: получение разрешения на работу и медицинского полиса, отправка денег домой, общение между коллегами. Ну и общение с полицией, разумеется.
Учителя Центра уверены: именно предельно приближенные к реальной жизни ситуации заставят мигранта скорее выучить хотя бы основы русского языка и худо-бедно интегрироваться в российское общество.
"В последние годы мы столкнулись с тем, что молодежь из республик Средней Азии русский язык практически не знает, – сетует начальник тамбовского ФМС Александр Тимофеев. – Их родители учили язык в Советском Союзе, в школе. Сейчас русский не преподается или преподается плохо".
Центр, как и полагается учебному заведению, начал работать в начале сентября. Он рассчитан на 100 мест, но заполнен пока наполовину – не очень удачно был выбран момент для начала открытия, признают в ФМС, ведь "высокий" сезон в строительстве и сельском хозяйстве в это время заканчивается, и мигранты уезжают на зиму домой.
Кроме того, многие работодатели еще не поняли собственной выгоды сотрудничества с центром. Обучение в нем ведется не за счет государства, а за счет "хозяев" мигрантов, и в ФМС рассчитывают сделать его самоокупаемым.
За 5,5 тысяч рублей в месяц мигрант получает не только уроки русского и интересные экскурсии, но и весь комплект "белых" и грамотно оформленных миграционных документов, а также проживание в довольно комфортных условиях. Миграционной службе пришлось провести кропотливую работу среди местных фирм, объясняя им плюсы участия в проекте. Некоторые отказались, ссылаясь на… дороговизну.
Свежеотремонтированный Центр больше всего похож на студенческое общежитие. Сейчас живут тут только мужчины и только из Узбекистана – "дружбу народов пока решили не делать", говорит глава местного ФМС Александр Тимофеев.
Почему в Тамбове?
Вслед за Тамбовом подобный центр открылся в Оренбурге, и если проекты окажутся успешными, их распространят на всю страну. Почему именно Тамбов стал пилотным регионом? Во-первых, здесь, как оказалось, одно из самых продвинутых управлений ФМС. Во-вторых, у них нашлись свободные площади, которые можно было переоборудовать.
По данным Александра Тимофеева, в области сейчас поставлено на учет 30 332 иностранцев (население Тамбовщины, по данным на начало 2013 года, – 1 075 748 человек). Заметна и тенденция – за 9 месяцев этого года в Тамбовскую область въехало 30 тысяч человек, тогда как за весь прошлый год – всего 25 тысяч.
Из них трудовых мигрантов около 8 тысяч. Таким образом, 50 или даже все сто учеников центра социальной адаптации – это, в общем-то, капля в море. С другой стороны, многие трудовые мигранты русский язык все-таки знают, да и надо же с чего-то начинать.
А начинать решили с молодых мигрантов – в Центр берут не всех подряд, а мужчин 20-30 лет, которые все-таки обладают минимальным знанием русского языка, а также должны быть трудоустроены.
"Без мигрантов город не справится, однозначно. Тамбов развивается, строится", – говорит Тимофеев. По словам главы местного УФМС, мигранты чаще всего работают на стройке, а также в сельском хозяйстве и торговле – в общем, как и везде по России.
Проект очень нужный, считают в службе, а то сейчас бывают случаи, когда мигранты приходят получать гражданство вдвоем с переводчиком.
Вместо свадьбы – в Россию
День в Центре начинается в семь утра. Его жители завтракают, совершают утренний намаз и отправляются на работу – ведь заплатив за их обучение, работодатели не освободили их от основных обязанностей, так что занятия и экскурсии проходят по вечерам и выходным.
Студенты живут кто вдвоем, кто вчетвером-вшестером. Удобства – на этаже, здесь же находятся кухни, где мигранты сами готовят себе еду, и классы, где два раза в неделю их учат русскому языку. В ближайшем будущем добавятся уроки истории.
В одной из комнат живут три брата Мамасатдыковых – Бунед, Рузибой и Хумоюн. Самому старшему, Рузибою – 32 года. В России он уже несколько лет, дома, в Ташкенте, у него семья – молодая жена и две дочери. В Тамбове он работает электромонтажником, получает 20 тысяч рублей. Две тысячи в месяц тратит на еду, остальное отправляет семье. В Ташкенте такие деньги заработать невозможно – только если открыть свой бизнес, что и собирается когда-нибудь сделать Рузибой.
"Мне дом покупать надо, в Узбекистане такие деньги не накопить", – объясняет он. По его словам, в пригороде Ташкента хороший дом можно купить за 3-4 тысячи долларов – эти деньги в России можно вполне заработать за год.
Самому младшему, Хумоюну, всего 20 лет. Он пока не женат – рассказывает, что родители хотели его женить в этом году, но тогда не получилось бы поехать на заработки: традиция велит пару лет провести с молодой женой и уже только потом отлучаться. Поэтому он решил сначала поднакопить деньжат.
В России братья оставаться не собираются, хотя и понимают, что "командировка" может затянуться на много лет, с отпусками в Узбекистане. "Я думаю, что там родина, родители… Жить надо Ташкент", – объясняет Мамасатдыков-старший. Из братьев он знает русский язык лучше всех. В Узбекистане в большинстве школ русский больше не преподают. К счастью, язык хорошо знает их отец, который и научил братьев азам.
"Бюст Рахманова (Рахманинова, – РИА Новости), вокзал, площадь Ленина, Главный музыкальный центр. Набережная понравилось. Какой там памятник, воевали или чо", – вспоминают парни то, что запомнилось им на экскурсии больше всего. Тамбов – красивый город, говорят они, жаль, гулять некогда.
"Пакет нужен?" в качестве приветствия
На первый взгляд, это может показаться смешным – когда приезжий из-за плохого знания языка попадает в глупые ситуации. Но проблема серьезная, объясняют в тамбовском ФМС: не понимая языка, человек не может ни отстоять свои права, ни почувствовать себя в обществе своим. В результате мигранту становится проще замкнуться в своем гетто и общаться лишь с себе подобными, общаясь с внешним миром через бригадира.
Одна из учителей-участников проекта – преподаватель кафедры "Русский язык как иностранный" Тамбовского госуниверситета, кандидат педагогических наук Жанна Жеребцова. О своих новых студентах она самого высокого мнения: по словам Жеребцовой, хорошо заметно, что люди действительно заинтересованы выучить русский язык, ведь с ним они связывают свои дальнейшие трудовые успехи.
В Центре сначала опасались, что мигранты будут уроки русского прогуливать и их придется пугать выселением из Центра и прочими неприятностями, которые может организовать ФМС. На деле оказалось наоборот – студенты норовят прийти на урок с чужой группой, чтобы лишний раз попрактиковаться в спряжениях и склонениях.
"Это вежливые парни, которые уважительно относятся ко мне как к женщине и учителю" – хвалит она узбеков. Байки из своей практики Жанна готова травить часами. Своим студентам она рассказывает не только о русском языке, но и о различных нюансах жизни в российском обществе.
"Один студент не мог понять, почему, когда он зашел в маршрутку, все стали передавать ему деньги. "Что, я так плохо выгляжу?" – сначала подумал он. Деньги продолжали передавать, а он стоял и не знал, что с ними делать. И только когда бабушки начали шикать, а водитель остановил автобус и не открыл двери, парень сообразил, что деньги надо кому-то отдать", – смеется Жеребцова. Но история эта грустная: никто в маршрутке не догадался, что парню просто надо помочь.
"Мы начинаем преподавание с основ – как поздороваться, как обратиться к другому человеку", – рассказывает Жанна. Упор делается на фразы, которые можно использовать с первых дней обучения и без которых в России трудно.
Но и здесь всякое случается. Выучивший волшебные вежливые слова "здравствуйте" и "добрый день" мигрант после тяжелого трудового дня приходит в магазин, где толстая и на вид сердитая женщина за прилавком приветствует его непонятным словосочетанием: "пакет нужен?"
Покупатель молчит, ведь этой фразы он не понимает. Продавщица начинает повторять ее снова и снова, каждый раз энергичней. "А ведь люди реагируют на интонацию. Мигрант понимает, что он в чем-то провинился, но не может понять, в чем", – переживает его преподаватель.
Другой мигрант забыл, как по-русски "яйцо". Продавцам он показывал кулаки, напоминающие, по его мнению, куриных зародышей. Потом захлопал руками, как крыльями, и закукарекал. Сообразительный продавец подвел его к курам. К счастью, покупатель уже знал слово "ребенок" и там смог, наконец, объяснить, что ему нужно.
"Мини-юбка еще ничего не значит"
Важный пункт программы социализации – встреча мигрантов с представителями местного мусульманского духовенства. Цели простые: во-первых, мигранты не должны попадать под влияние ваххабитских проповедников. Во-вторых, авторитетные мусульманские священнослужители должны объяснить им некоторые нюансы местных нравов – и из уст уважаемых людей такое объяснение будет звучать весомей. В-третьих, своим личным примером "статусные" мусульмане показывают приезжим, что интегрироваться в российское общество вполне возможно.
Один из ярких примеров успешной социализации – судьба помощника местного муфтия Асима Асадова. Азербайджанец по национальности, он живет в Тамбове с 1985 года. Работал в милиции, дослужился до майора. Теперь он своим единоверцам объясняет, что думают о них типичные представители правоохранительных органов.
"Что скрывать, в Россию приезжают зачастую действительно дикие люди, – признает Асадов. – Я сам, когда в милицейских рейдах участвовал, видел, как гастарбайтеры спят прямо на полу на стройках и в подвалах. Ну иди хотя бы за 100 рублей простынь купи!" По его словам, некоторым приезжим "из аулов" приходится показывать, как пользоваться унитазом и водопроводом. Хранить продукты многие гастарбайтеры предпочитают не в холодильниках, а в пакетах – утром купили, вечером съели.
Отдельный важный момент в выступлениях исламского духовенства – рассказ, как надо строить отношения с местными женщинами.
"У большинства мусульманских народов принято, что замужняя женщина ходит с покрытой головой. Сюда приезжают – у девушек мини-юбка, грудь открытая, спинка отрытая. Значит, она легкомысленная, ты можешь с ней познакомиться и что-то предложить. Они действительно так думают. И я им объясняю, что это еще ничего не значит, а чтобы понять, замужем девушка или нет, надо смотреть на кольцо", – говорит помощник муфтия.
Проблем с приезжими действительно хватает – это признают и в муфтияте. Асим Асадов сетует: многие приезжие, особенно молодежь, лишаясь контроля со стороны родителей и старших, начинают плохо себя вести и даже пить.
"В семьях запрещено, не пьют. Многие говорят, первый раз алкоголь здесь пробовал – пока родители не видят", – признает он. "Я считаю – если ты гость, надо вести себя тихо, культурно, элегантно, интеллигентно. Ты мусульманин, от тебя должна идти только доброта. Всегда должен быть примерным", – пытается убедить он единоверцев.
"Вчера я отдыхать"
Вечером студенты возвращаются со стройки, собираются в классе. Начинается урок. Жанна Жеребцова просит учеников повторять: "Я приехал. Из Узбекистана. Я работаю. В России. И живу в Тамбове".
Студенты старательно повторяют, пропуская предлоги. Жанна объясняет: "из" нельзя пропускать. Ваша речь – это как дом. Слово – кирпич. А предлог – это раствор".
— Что надо сказать, если человек чихнул? Если друг?
— Будь здоров, – хором отвечают студенты.
— А если девушка?
— Будь здоров… будь здорова!
— А если бригадир?
— Будьте здоровы!
— А если вы едете в автобусе, и кто-то чихнул далеко от вас, то можно сделать вид, что не слышал. Кричать на весь автобус не обязательно, – объясняет Жеребцова. – А теперь займемся спряжением глаголов. Я – работаю. Ты – работаешь. Он – работает. Вы – работаете. Они – работают.
Мигранты повторяют, стараясь запомнить сложные окончания и уловить в их изменениях хоть какую-то закономерность.
— А завтра, Санжар?
— Завтра я буду работаю.
— Не работаю, а работать. А вчера?
— Нет, вчера я не работать. Вчера воскресенье. Вчера я спать. Вчера я гулять. Я отдыхать.