Алена Солнцева, кинокритик, для МИА "Россия Сегодня".
В этом году Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" отмечает 25-летний юбилей. 1 июня в Зимнем театре города Сочи церемония открытия начнется с прохода гостей по синей дорожке. И судя по расписанию фестиваля, Олимпийские игры и связанное с ними масштабное строительство всякого рода новых объектов на территории Большого Сочи на жизнь "Кинотавра" пока не повлияли.
Так что место дисклокации "Кинотавра" пока остается без изменений: гости и участники жить будут в "Жемчужине", а конкурсные фильмы покажут в Зимнем театре.
Что же касается конкурсных фильмов, то, как обычно, фамилии их авторов менее известны: "Кинотавр" сейчас позиционирует себя как фестиваль, открывающий новые имена и тенденции. Поэтому его участники стремительно молодеют. В этом году из фильмов — 6 дебютов, и нет ни одной картины, которую можно было бы отнести к настоящему мейнстриму.
Прокатные жанровые фильмы с большим бюджетом показывают в зрительском конкурсе "Кино на площади", где их может увидеть любой желающий, оказавшийся в это время в Сочи. Достаточно прийти заранее и занять место — эти бесплатные сеансы под открытым небом пользуются большим спросом.
От кампуса до конкурса
Уже несколько лет на "Кинотавре" сознательно все больше внимания уделяется системам отбора и представления потенциальных авторов. Индустрия требует постоянного обновления, поэтому продюсеров больше интересует конкурс короткого метра, чем основное соревнование. Тем более что фильм-победитель "Кинотавра" редко получает дополнительные возможности для проката; максимальный бонус для него — обилие прессы, внимание телевидения.
А вот победа в конкурсе короткого метра — это почти всегда будущие предложения о новой работе. Как сформулировал молодой режиссер Иван Твердовский, снявший свой первый полнометражный фильм "Класс коррекции", отобранный в основной конкурс: "Кинотавр — единственный в России фестиваль, который дает реальную возможность работать дальше, снимать кино и приблизиться к киносообществу". Его собственная судьба — как раз отличный пример этого: до того, как продюсер Наталья Мокрицкая предложила ему снять полнометражную картину, Твердовский дважды участвовал в "Кинотавре" с короткометражками.
Пристальное внимание к короткому метру уже формирует моду: снимать маленькие фильмы начинают известные актеры: в этом году свои работы покажут Яна Троянова и Григорий Добрыгин, и уже состоявшиеся режиссеры — снявший нашумевший фильм "Горько" Жора Крыжовников, например.
В этом году впервые сборник короткого метра покажут на открытии, и это сделает прежде второстепенный конкурс еще более значимым.
Чужие здесь не ходят
Что же касается основного конкурса, то в нем 14 фильмов, из них 6 дебютов. Это очень много. Впрочем, совсем новичков среди дебютантов почти нет.
Вот, например, Евгений Шелякин, снявший комедию с элементами социального оптимизма "Ч/Б", в которой русский националист (Алексей Чадов) получает ангела-хранителя в лице случайно убитого им грузинского жулика (Мераб Нинидзе). Шелякин уже давно работает на телевидении, пишет сценарии для ситкомов, таких, как "Моя прекрасная няня", "33 квадратных метра".
Или Наталья Мещанинова, снявшая неожиданно лирический фильм про жизнь в городе Норильске "Комбинат "Надежда", уже показанный с успехом на фестивалях в Роттердаме и Вильнюсе. Она довольно давно и очень интересно работает в документальном кино.
Вера Харыбина, автор фильма "Спроси меня", в котором профессиональные актеры примеряют на себя судьбу реальных людей, жителей Москвы, по первой профессии актриса, двадцать лет проработавшая в театре Сатиры, преподаватель актерского мастерства во ВГИКе, но в качестве кинорежиссера она выступает впервые.
Пожалуй, незнакомыми для киносреды являются два имени. Но и они не чужие для "Кинотавра",
Нигина Сайфуллаева, снявшая фильм "Как меня зовут" о первой встрече взрослой дочери со своим отцом, на позапрошлогоднем Кинотавре участвовала в конкурсе короткого метра с запомнившимся фильмом "Шиповник". Фильм тогда не стал победителем, хотя и был отмечен жюри. В 2012 году Сайфулаева участвовала в питчинге "Кинотавра" — специальном конкурсе для проектов, авторы которых должны защитить свой замысел перед экспертным жюри. Замысел довольно сильно изменился, но фильм снят и участвует в конкурсе.
Тамара Дондурей по первой профессии — кинокритик, кино у нее в крови, она дочь главного редактора журнала "Искусство кино" Даниила Дондурея и кинокритика Зары Абдуллаевой. Фильм "21" — ее дипломная работа в мастерской Марины Разбежкиной, это документальная картина на самую трудную тему: она оптимистична, хотя рассказывает о смерти. Ее герои — пациенты хосписа. Когда фильм был готов, их уже не было в живых, но лица, голоса, страхи и надежды сохранились на экране.
Свой круг
Так сложилось, что "Кинотавр" сознательно поддерживает тех, кого вырастил или открыл. Поэтому в конкурс чаще всего попадают фильмы тех режиссеров, которые для фестиваля "свои". К сожалению, в этом году нет ни одной картины того поколения, названного "новой волной", которое несколько лет назад составляло главную надежду нашего кино: ни Хлебников, ни Хомерики, ни Попогребский, ни Мизгирев, ни Сигарев ничего нового пока не сняли.
Зато Юрий Быков, новое увлечение отборщиков "Кинотавра", не пропустивший со времени своего дебюта ни одного фестиваля, покажет свой новый, третий уже, полнометражный фильм "Дурак", резкую и социально бескомпромиссную драму о противостоянии обычного честного человека и коррумпированной системы.
Второй свой фильм привезет Ангелина Никонова, после "Портрета в сумерках", обласканного в Европе, снявшая историю русских эмигрантов в Америке. Анна Меликян, когда-то покорившая "Кинотавр" дебютной "Русалкой", теперь уже продюсер со стажем, снова испытает судьбу, отдав на конкурс свою новую картину "Звезда" — со всеми фирменными особенностями: очень красивой картинкой и лирической парадоксальностью.
Конкурс "Кинотавра" в этом году состоит в основном из камерных историй о современной жизни. Исключение, пожалуй, одно: фильм Александра Котта "Испытание" рассказывает про экспериментальные взрывы водородной бомбы под Семипалатинском. В картине никто не произносит ни одного слова — очень красивые сцены тихой, замкнутой жизни в степи, которую нарушает лишь одно необычайное происшествие: им жизнь и заканчивается. Вариация на тему "Меланхолии".
Язык фильмов стал свободней и при этом понятней, и в них больше юмора, наблюдательности, социальной конкретики. В то же время, явных фаворитов, таких, как прошлогодний "Географ глобус пропил", тоже вроде бы и нет.
О прогнозах
Предсказать, кому достанется главный приз, очень сложно еще и потому, что председателем жюри в этом году стал Андрей Звягинцев, художник с очень сильным собственным видением, перфекционист, при этом чрезвычайно авторитетный для своих коллег. Так что наверняка нас ждут сюрпризы.
Очевидно, что особое внимание прессы вызовет фильм Михаила Сегала "Кино про Алексеева". Интерес к новой работе Сегала обеспечен не только очевидным зрительским успехом его дебютных "Рассказов", но и участием Александра Збруева. Любимый многими артист давно не снимался, и его появление в Сочи в роли когда-то популярного, но потом вроде бы забытого барда, многие предвкушают.
Среди актеров конкуренция среди актеров будет нелегкой. Алексей Чадов, Сергей Маковецкий, Мераб Нинидзе, из "Ч\Б", Константин Лавроненко из "Как меня зовут", Алексей Чертков из "До свидания, мама" — это конечно, известные имена. Но и менее известные пока Артем Быстров из "Дурака", или Карен Карагулян из "Велкам хом" сыграли очень хорошо.
Среди актрис выбор еще трудней. Если восемь картин из четырнадцати снято режиссерами-женщинами, то легко предположить, что именно женские образы в них будут особо выразительны. В этом смысле зрителям и жюри повезло, уровень актерского исполнения становится по-настоящему высоким, и за этим соревнованием наблюдать чрезвычайно интересно.
Итоги конкурса будут оглашены уже 8 июня. "Кинотавр" становится все более компактным — когда-то он длился две недели, теперь укладывается в восемь дней. Это, в основном, связано с недостаточностью бюджета, потому что фильмы в России по- прежнему снимают в изобилии. И те, что не вошли в программу сочинского смотра, остается искать по другим, менее заметным фестивалям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции