Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, для МИА "Россия сегодня".
Весь ежегодный бюджет НАТО составляет порядка 2 млрд евро. Последнее время из этой суммы свыше 500 млн евро выделялось на поддержание собственной инфраструктуры, 300 млн евро — на покрытие административных расходов, а еще 1 млрд евро — на проведение воинских операций, в первую очередь в Афганистане.
Контракты же на поставку двух французских вертолетоносцев для ВМФ России, которые были подписаны в июне 2011 года и в значительной степени уже оплачены, составляют 1,2 млрд евро. Таких денег в Брюсселе просто нет, а их выделение на эти нужды не регламентировано действующими документами.
В реальности, французские универсальные десантные корабли типа "Мистраль" никому, кроме России, не нужны. В противном случае хотя бы один из них был продан другому иностранному заказчику.
Именно поэтому в Париже неоднократно заявляли, что намерены выполнять контракты с Россией по "Мистралям" и строго соблюдать график их строительства.
Разрыв указанных контрактов не только вынудит французов вернуть значительные финансовые средства и лишит работы не менее 700 их рабочих, но и приведет к выплате неустойки, в размере, например, двух корпусов этих кораблей, которые могут быть достроены на российских верфях. Еще более значительными могут оказаться так называемые "репутационные потери" в виде сокращения экспорта французских вооружений.
В первоначальном виде боевые корабли "Мистраль" России не были нужны, что определялось, например, условиями их эксплуатации и использованием вертолетов, произведенных франко-германским консорциумом Eurocopter. По требованию российской стороны конструкция вертолетоносцев было доработана.
В частности, был изменен до ледового класса состав сплавов стали для корпусов кораблей, что позволяет их применять в северных широтах. Увеличена высота боевых кораблей для размещения российских вертолетов типа Ка-28 и Ка-52К. В конструкции кораблей предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств противовоздушной обороны, скорострельного артиллерийского вооружения и крупнокалиберных автоматических установок для отражения нападений с моря. Это позволит применять вертолетоносцы в открытом море при меньшем количестве надводных кораблей охранения.
В дальнейшем РФ потребуется создавать новые ракетные эсминцы и крейсера, способные обеспечивать защиту российских национальных интересов в дальней морской зоне, включая Средиземное море и отдельные акватории Тихого, Индийского и Атлантического океанов. Только тогда она вернет свой статус морской державы. Закупка французских вертолетоносцев — лишь первый этап на этом трудном пути.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции