После того, как 27 июня 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал экономическую часть соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом небесполезно будет подробно разобрать составляющие цены, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".
Получит ли Украина членство либо отмену виз ЕС
Вопреки транслируемой позиции украинского президента Порошенко, соглашение не содержит не только обязательств, но даже теоретических возможностей по принятию Украины в ЕС.
Украина обязуется пойти на кардинальную перестройку (о чем будет сказано ниже) без каких-либо встречных обязательств — в отличие от ранее принятых в ЕС восточноевропейских стран.
Следует отметить, что соглашение избегает четкой фиксации обязательств ЕС, а также в изобилии содержит отсылки на обстоятельства, в отношении наступления которых имеется неопределенность.
Например, пункт 2 статьи 18 предусматривает обязанность ЕС "рассмотреть возможность предоставления других более благоприятных положений в дополнительных сферах, в частности возможности доступа к профессиональному обучению, согласно законам, условиям и процедурам, действующим в государствах-членах и в ЕС, при этом принимая во внимание ситуацию на рынке труда в государствах-членах и в ЕС" (пункт 2 статьи 18 Соглашения).
Или же, пункт 4 статьи 29 Соглашения, который вместо четких и осязаемых условий отмены ввозной пошлины гласит: "через 5 лет после вступления в силу настоящего Соглашения Стороны могут по запросу любой Стороны провести консультации с целью рассмотрения ускорения и расширения сферы отмены ввозной пошлины в торговле между Сторонами".
Кстати, по праву любой из стран Европы такие условия признаются не обязывающими стороны договора, то есть лишенными юридической силы.
Правовые особенности европейской "свободной торговли"
Введение соглашением зоны свободной торговли означает взаимное открытие рынка товаров с ЕС, что преподносилось украинскими властями как основной аргумент в пользу подписания соглашения.
Однако правовой механизм открытия рынков сводит на нет данное преимущество.
Соглашение составлено таким образом, что Украина поставлена в заведомо неравноправное положение. Так, статья 154 наделяет ЕС правом принимать решения о предоставлении доступа к рынкам "на основании оценки качества принимаемого законодательства, а также его практического применения, что регулярно осуществляется Комитетом по торговле". Очевидно, что такие расплывчатые формулировки дают неограниченный простор для толкования, и отдают все решения на усмотрение ЕС.
Риском для Украины является и установленный статьей 39 запрет на вступление в любые торговые отношения, противоречащие соглашению с ЕС. Как будет ЕС трактовать такое общее положение, будет ли запрет распространяться на торговлю с Россией в рамках существующего соглашения между Россией и Украиной?
В настоящее время с Украиной действует договор о зоне свободной торговли в СНГ, и товары поставляются в страны Таможенного союза беспошлинно. По условиям этого договора внутри зоны свободной торговли СНГ стороны имеют право увеличивать ставки таможенных пошлин к странам, которые заключили соглашения о свободной торговле с другими государствами, если это приводит к существенному росту импорта через страну, входящую в обе зоны свободной торговли.
Очевидно, что если Украина откроет беспошлинный доступ европейским товарам, Россия будет вынуждена для защиты внутреннего рынка отменить беспошлинный режим с Украиной.
Таким образом, ради иллюзорных выгод европейской ассоциации Украина должна отказаться от имеющихся выгод в виде российского рынка.
Переход Украины на европейские стандарты товаров
При анализе положений соглашения сразу бросается в глаза, что на взаимное открытие рынков выделяется до 10 лет. С чем связан такой длительный срок?
Пункт 8 Статьи 56 Соглашения гласит: "Украина должна имплементировать корпус европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов, включая согласованные европейские стандарты, использование которых необходимо привести в соответствии с законодательством, перечисленным в Приложении III к этому Соглашению. Одновременно с такой имплементацией Украина должна отозвать противоречащие национальные стандарты, включая применяемые как межгосударственные стандарты в Украине (GOST/ГОСТ), принятые до 1992 года".
Смена стандартов означает необходимость глобальных изменений в способах производства, контроля качества, сертификации. Для перехода на стандарты ЕС необходим практически полный слом и перестройка промышленности и сельского хозяйства Украины.
Обречены на ликвидацию украинские предприятия, которые не имеют ресурсов для перехода на новые стандарты. А это практически все малые и средние предприятия.
При этом переход на стандарты ЕС вовсе не означает улучшения качества товаров. Так, соглашением предусматривается обращение генетически модифицированных продуктов наравне с обычными. В связи с введением стандартов санитарного контроля, надлежащими по качеству не будут считаться товары, выращенные на собственных небольших хозяйствах украинцев.
Предприятиям Украины грозит ликвидация из-за неконкурентоспособности
Статьей 32 Соглашения вводится запрет экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары, что дополнительно негативно отразится на конкурентоспособности украинских товаров. Вместе с тем, экспортные субсидии и субсидирование сельского хозяйства активно используются самим ЕС. Данные обстоятельства вызывают обоснованные сомнения в конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Украины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 270, Украина обязуется уравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми. Это повлечет дополнительные расходы для рядовых потребителей, а для промышленности — увеличение себестоимости товаров, что сделает практически невозможным конкуренцию украинских товаров на европейском рынке.
Как мы видим, ЕС при подписании соглашения с Украиной оперирует исключительно категориями "рыночности" и "конкурентоспособности". ЕС не волнует все, что находится за рамками данных понятий — материальное положение граждан, трудоустройство, социальная справедливость.
Большинство украинских предприятий не выдержат конкуренции? Тем лучше для них, пусть работает "невидимая рука рынка". То, что в результате миллионы людей могут остаться без работы и средств существования, Евросоюз нисколько не беспокоит.
В этом уже успели убедиться на своем примере страны Прибалтики, которые (будучи официальными членами ЕС) столкнулись с неспособностью своей промышленности конкурировать с европейскими товарами. В итоге огромное количество населения вынуждено заниматься неквалифицированным трудом в развитых странах ЕС.
С учетом того, что эта ниша занята, каким трудом будет заниматься украинское население?
Отказ от законодательного суверенитета
Впрочем, экономическими вопросами соглашение между Украиной и ЕС не ограничивается. Дополнительно, Украина приняла на себя обязанности по имплементации европейского права.
Суть имплементации состоит во включении норм европейского права в украинское законодательство. Звучит красиво, а что означает на практике?
По сути, Украина теряет свой законодательный суверенитет, и принимает в качестве законов все нормативные акты ЕС.
Приложение к соглашению содержит несколько сотен директив ЕС по самым разным вопросам — от политики до транспорта.
Среди них, например, Директива Совета 2000/78/ЕС, гарантирующая равные права в сфере занятости всем гражданам, без дискриминации на "основании религии или верований, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации". Директива эта стала скандально известной благодаря случаям применения ее положений для притеснений гетеросексуального большинства.
Или директива 2008/57/ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества, согласно которой Украина обязана за свой счет перевести железнодорожные пути на европейский стандарт.
В случае отказа Украины от имплементации права, ЕС получает право устранить доступ украинских товаров на европейские рынки.
Также Украина берет на себя обязательства ратифицировать Римскую конвенцию о международном уголовном суде. Это суд, который будет стоять превыше всех национальных судов Украины. По его ордеру может быть арестован и выдан любой гражданин Украины, которая лишается права на защиту своих граждан.
Таким образом, Украина отдает законодательные полномочия бюрократам из Евросоюза, директивы ЕС становятся превыше национального права Украины. Налицо изменение конституционного порядка Украины, в том числе порядка принятия законов, что в соответствии с Конституцией отнесено к исключительному ведению Верховной Рады.
Часть. 2 ст. 9 Конституции Украины гласит, что заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию.
Новая колония Европы
Подводя итог, могу констатировать: соглашение между Украиной и ЕС имеет односторонний и колониальный характер.
Европейскому союзу, погрязшему в долгах, безработице и иных экономических проблемах, понадобился донор. Со стороны ЕС цель Соглашения очевидна: получить беспрепятственный доступ европейских товаров на украинские рынки — без каких-либо предварительных затрат и условий.
Что касается целей украинских властей, то они также очевидны: обслуживание интересов западных кукловодов и украинской олигархии путем нещадной эксплуатации народа.
Такова цена, которую должен будет заплатить украинский народ за "вхождение в Европу".