МОСКВА, 13 янв — РИА Новости. Американские и британские антропологи выяснили, что первые зачатки языка могли возникнуть у наших предков еще 1,8 миллиона лет назад, примерно в то же время, когда были созданы первые сложные орудия труда, которые служили основным двигателем эволюции членораздельной речи, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.
"Результаты нашего исследования показывают, что каменные орудия труда были не просто продуктом эволюции человека, а ее локомотивом, создавая эволюционное преимущество, необходимое для развития тех систем общения и обучения, которыми мы пользуемся и сегодня. Этот процесс начался примерно 2,5 миллиона лет назад, что позволяет нам предположить, что человек очень медленно и постепенно приобретал способность к членораздельной речи. Кроме того, возможно, что первые прото-языки человечества заметно древнее, чем мы считали ранее", — заявил Томас Морган из университета Калифорнии в Беркли (США).
Морган и его коллеги из Великобритании, Германии и Канады пришли к такому выводу в ходе необычного эксперимента, организованного при помощи и участии психологов и представителей других наук, не связанных напрямую с антропологией.
Как объясняют авторы статьи, человек изобрел первые простейшие орудия труда, которые антропологи относят к так называемой Олдувайской культуре, примерно 2,5 миллиона лет назад. Многие ученые сегодня считают, что первые зачатки культуры и языка появились примерно в это же время, так как передача секретов производства орудий труда, по их мнению, была невозможной без членораздельной речи ли другой сложной системы передачи информации.
С другой стороны, на протяжении последующих 700 тысяч лет форма и устройство рубил и прочих первобытных "инструментов" практически не менялись, что их противники приводят в качестве аргумента того, что культуры и речи в то время не существовало. Группа Моргана попыталась проверить обе эти гипотезы на прочность, научив две сотни студентов изготовлять олдувайские "чопперы" (заостренные куски гальки) и передавать "ноу-хау" этого искусства друг другу.
Во время эксперимента ученые разбили своих подопечных на "цепочки" из нескольких человек, первый из которых осваивал секреты первобытного мастерства под руководством опытного мастера-антрополога. После завершения пятиминутного мастер-класса студент должен был попытаться научить следующего человека из "цепочки" изготовлять простейшие рубила, соблюдая правила игры, установленные авторами статьи.
Эти правила постоянно менялись. Что интересно, лишь в небольшой части случаев ученые разрешали добровольцам членораздельно говорить. Другим студентам приходилось общаться лишь при помощи жестов, слов да или нет, или вообще игнорировать "ученика", которым приходилось учиться, подглядывая за сородичем или изучая форму и структуру уже готовых рубил.
Как показал этот эксперимент, членораздельная речь не является обязательной для передачи навыков по изготовлению олдувайских рубил — этот секрет в принципе можно внушить ученику, используя лишь жесты или демонстрации. С другой стороны, обучение проходило заметно быстрее при использовании даже самых простых форм речи в виде слов "да" и "нет", а также жестов. В таких случаях, качество изготовления орудий труда и уровень передачи секретов мастера падал относительно медленно и "ноу-хау" достигало конца цепочки, что в принципе не происходило в случае с "неговорящими" участниками эксперимента.
Как считают Морган и его коллеги, данный результат опытов говорит о том, что подобные навыки были необходимы для обучения и распространения более сложных орудий труда из ашельской культуры, вытеснившей олдувайскую примерно 1,8 миллиона лет назад. Принадлежащие ей инструменты были устроены заметно сложнее — древние мастера должны были уметь не только откалывать заостренные пластины от крупных кусков гальки, но и обрабатывать их поверхность, превращая их в двустороннее рубило("бифас").
"Для того, чтобы ашельская культура могла существовать и развиваться, древние люди должны были уметь учить друг друга, и скорее всего, они должны были обладать неким примитивным прото-языком, хотя бы некий набор звуков и жестов, слова "да" и "нет", "здесь" и "там". Его развитие должно было начаться еще в олдувайскую эпоху. В какой-то момент времени люди достигли некого порогового уровня развития в умении общаться друг с другом, что позволило им учить друг друга изготовлять ашельские рубила и распространять этот секрет среди сородичей", — заключает Морган.