Олег Берсенев, специально для Центра международной журналистики и исследований «Россия сегодня»
В последние месяцы минувшего года Дрезден, Кельн, Дюссельдорф, Кассель и другие немецкие города заполнили шумные и агрессивные демонстрации тысяч людей, выкрикивающих экстремистские лозунги.
Многое напоминало шествия всевозможных «патриотов Германии», «ветеранов войны» и членов стрелковых союзов в веймарский период немецкой истории. Однако есть и отличия: тогда объектом ненависти служили коммунисты Тельмана и евреи, сейчас – иммигранты, мусульмане и беженцы из стран «третьего мира».
«Застрельщик» большинства неонацистских митингов и шествий — движение ПЕГИДА, это аббревиатура немецких слов «Патриотичные европейцы против исламизации Запада». Примечательно, что «Запад» обозначен не традиционным немецким «West», а термином «Abendland» – «Закатные страны».
Это понятие появилось во многом благодаря философу Освальду Шпенглеру, оно активно использовалось идеологами догитлеровского национализма для педалирования темы «западноевропейской идентичности» — abendländische Identität. О «европейской идентичности» и ее защите говорит и вся повестка движения ПЕГИДА.
Непосвященную публику сбивает с толку первое слово аббревиатуры. Движение предстает объединением европейцев, патриотов, выступающих против исламизма, угрожающего, по их мнению, благополучию и развитию Германии. Некоторые СМИ, в том числе российские, увидели в повестке движения ответ на неудачи политики мультикультурализма и издержки политкорректности в отношении национальных и религиозных меньшинств. Внимательный взгляд, однако, выявляет в движении ПЕГИДА совсем другие черты.
Крайне сомнительны личности основателей движения – Зигфрида Дебрица и Томаса Таллакера. Оба – выходцы из ГДР, оба, пережив материальные затруднения, влились в средний класс, занявшись бизнесом. Зигфрид Дебриц, помимо подработки охранником, содержит гостевой дом в Мейсене – городе, известном своим фарфоровым производством. Кроме того, состоит в Немецкой стрелковой ассоциации – группировке, тесно связанной с ультраправыми байкерами и футбольными фанатами. По информации журнала «Шпигель», сооснователь движения также является членом «Лиги обороны Германии» – экстремистской организации, находящейся под наблюдением немецких спецслужб.
Примечательна и фигура Томаса Таллакера, владельца магазина интерьеров в том же Мейсене. Летом 2013 года, будучи членом городского совета от ХДС – правоцентристской партии канцлера Ангелы Меркель – он заявил в «Фейсбуке»: «Что нам делать с 90 процентами необразованной орды, которая доит наши социальные блага и истощает наше социальное государство?».
Не менее «колоритна» и фигура Лутца Бахманна, создателя группы ПЕГИДА в «Фейсбуке». Повар по образованию, к 1998 году он уже имел несколько судимостей за нанесение телесных повреждений, кражу со взломом и воровство. В 1998 году Бахманна приговорили к 3 годам и 8 месяцам ареста, но он избежал правосудия, укрывшись в ЮАР под чужим именем. Впоследствии его экстрадировали в ФРГ, где он отбыл оставшиеся два года срока наказания. По данным газеты «Зюддойче цайтунг», в 2008 году в отношении Бахманна было начато следствие по факту хранения 94 граммов кокаина.
10 октября 2014 года Бахманн выложил на «ЮТьюб» видеозапись дрезденского митинга в поддержку курдских ополченцев, воюющих с «Исламским государством», подав его как свидетельство роста исламизации Германии. Днем позже создал в «Фейсбуке» группу под названием ПЕГИДА, давшую название всему движению. Группа, на данный момент насчитывающая 140 тысяч участников, моментально превратилась в площадку общения людей с экстремистскими взглядами, став, по выражению «Шпигеля», «собранием ультраправых маргиналов».
Группа, созданная Бахманном в интернете, не только место общения: там объявляется о времени и месте проведения демонстраций, пропагандируются лозунги движения. Масштабы манифестаций, которые проходят каждый понедельник, поначалу были невелики, на митинги собиралось несколько десятков человек. Однако в декабре 2014 года только в Дрездене на демонстрацию вышло 18 тысяч человек – участники съезжались в город не только из земли Саксония, но и со всей Германии. По сообщениям немецких правоохранительных органов, регулярные демонстрации движения ПЕГИДА сопровождались атаками на места скопления иммигрантов и беженцев, причем их количество участилось. Нападения происходят дважды в неделю, и чаще всего им подвергаются хостелы для лиц, ищущих убежища в Германии – их разрисовывают свастиками или поджигают. Всего с января по сентябрь 2014 года по всей стране зафиксировано 86 таких атак.
При этом движение ПЕГИДА пока не оформилось в качестве четкой политической силы. Пока это «зонтичное» объединение неформальных неонацистских групп, националистов и футбольных фанатов с ультраправыми взглядами. К ним примыкает все большее число представителей напуганного среднего класса – исторически массовой базы фашизма. Однако уже сейчас мобилизационный потенциал движения привлекает интерес состоявшихся крайне правых политических сил – неонацистской Национал-демократической партии Германии (НДПГ) и «Альтернативы за Германию» (АФД). Так, на дрезденском марше ПЕГИДА присутствовало большое количество членов НДПГ, лидер АФД Александр Гауланд защищал движение от критики Меркель, а член Европарламента от АФД Бернд Люкке назвал его «хорошим и своевременным».
Немецких ультраправых привлекает в движении ПЕГИДА не только способность собирать масштабные марши по объявлению в соцсетях. Само движение близко к неонацистам в ценностном плане, ведь даже его лозунг «Мы – народ» (Wir sind das Volk) восходит к словам, образованным от «фольк» во времена Гитлера – достаточно вспомнить понятия «фольксштурм» или «фольксдойче».
Опасный и ориентированный на насилие, феномен движения ПЕГИДА будет развиваться и принимать новые формы. Тем не менее, уже сегодня ясно: неонацизм и национализм становятся частью политической реальности современной Германии. От того, как будет решать эту проблему правоцентристское правительство Меркель, зависит, избежит ли крупнейшая держава Европы «правого поворота».
Ясно и другое: для России с ее вековыми традициями мирного сосуществования самых различных конфессий, жизненно важно исследовать и точно оценивать социально-политические процессы, идущие в странах Европы в условиях экономического кризиса.