МОСКВА, 15 апр — РИА Новости/Прайм. Банк России отмечает участившиеся случаи мошеннических операций при осуществлении переводов денежных средств с использованием устройств мобильной связи (смартфоны, телефоны, планшеты) без согласия их владельцев и в связи с этим публикует перечень рекомендаций, помогающих гражданам застраховать себя от этих рисков.
"Несанкционированные операции проводятся вследствие заражения устройств мобильной связи вредоносными программами (в том числе вирусами), через спам-рассылку сообщений (sms-сообщений, сообщений электронной почты), содержащих ссылки на внешние ресурсы, или при переходе пользователя устройства мобильной связи по ссылкам на ресурсы сети интернет. При переходе пользователя по таким ссылкам вирус устанавливается на устройство мобильной связи", — говорится в сообщении регулятора.
Под такие схемы попадают операции по оплате товаров и услуг через интернет, в том числе по реквизитам платежных карт, операции по переводу денег, предоставленных оператору связи в качестве оплаты услуг связи, в том числе перечисление денежных средств на "короткие номера", операции, осуществляемые с использованием приложений дистанционного банковского обслуживания (ДБО), предоставляемых кредитной организацией ("клиент-банк") и установленных клиентом на устройстве мобильной связи, а также операции по оплате товаров и услуг с использованием других мобильных приложений, перечисляет ЦБ.
"Наибольший риск таких операций связан с тем, что в ряде случаев вредоносная программа скрывает от клиента приходящие от кредитной организации уведомления о списании денежных средств. Таким образом, пользователь мобильного устройства, не зная о несанкционированном списании с его банковского счета, не может направить в кредитную организацию в определенные законодательством сроки уведомление о переводе денежных средств без его согласия", — предупреждает регулятор.
Советы регулятора
Распространенным случаем проведения мошеннических операций также является использование методов социальной инженерии, когда злоумышленники обманными действиями вынуждают клиента сообщить данные, необходимые для проведения операции, в том числе пароли, коды аутентификации и прочее, отмечает ЦБ.
В связи с этим Банк России опубликовал рекомендации для граждан, в число которых относится установка на устройство мобильной связи антивирусного программного обеспечения с регулярно обновляемыми базами, запрет переходить по ссылкам, приходящим из недостоверных источников, в том числе на известные сайты, оповещение своего банка о смене номера телефона по услуге "мобильного банкинга" и другие. В случае обнаружения списания денег владельцу мобильного устройства необходимо обратиться в банк или к оператору связи, рекомендует регулятор.
Прецеденты
Ранее в ряде СМИ со ссылкой на источники в МВД РФ появилась информация о том, что десятки тысяч клиентов Сбербанка стали жертвами мошенников. Все пострадавшие якобы пользовались смартфонами на базе Android, которые были заражены трояном, похищающим средства с привязанных к телефонным номерам карт Сбербанка. Сбербанк позднее опроверг эту информацию.
В пресс-службе крупнейшего российского банка отметили, что в марте Сбербанк внедрил первое на рынке банковское приложение, позволяющее клиентам защитить свое устройство на базе операционной системы Android благодаря встроенному антивирусу.