Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ровно 30 лет назад Михаил Горбачёв уже попытался переломить давнюю российскую, а затем советскую, традицию — пить много и крепко. В результате единственный президент СССР, потеряв власть, остался в памяти народа не только как инициатор "перестройки" и "гласности", но и как руководитель, заставивший граждан почувствовать себя униженными и оскорбленными.
Когда, чтобы отметить любой праздник или организовать юбилейное торжество, нужно было отстоять в длинных очередях за продуктами и самое главное — за алкоголем: в давке и борьбе, на улице под дождем или в душном помещении. Те, кто "отстояли", Горбачёву этого не забудут, как, впрочем, и то, "какую страну потеряли".
Борьба с пьянством: срочная необходимость или политическая ошибка?
Найти, что пить, было сложно, естественно увеличилось употребление самогона и дешевых спиртосодержащих напитков. Тяжелое экономическое положение страны усугубилось еще и тем, что бюджет не досчитался доходов от производства и продажи алкоголя (а это на тот момент — более 20 процентов налоговых поступлений).
И, конечно, — сокращение производства на ликеро-водочных и коньячных заводах (и как следствие — безработица, особенно проблемная на градообразующих предприятиях), а также вырубка десятков тысяч гектаров виноградников, что надолго остановило развитие виноделия.
Каким-то чудом удалось спасти знаменитый крымский завод "Массандра" и его уникальное винохранилище. Однако некоторые редкие сорта винограда исчезли безвозвратно, до сих пор виноградники восстанавливаются, в том числе и с помощью иностранных специалистов. Впрочем, и Егор Лигачёв, и Михаил Горбачёв потом отказывались от авторства приказа по вырубке виноградников. "Я таких указаний, естественно, не давал. Наоборот, речь шла только о том, что пищевого винограда не хватало. Все уходило на вино", — рассказал Михаил Сергеевич. Он также признал, что антиалкогольная кампания 1985 года в том виде, в каком она проводилась, была ошибкой: "Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы".
Особенности антиалкогольной кампании 1985 года
Однако лозунг "Трезвость — норма жизни" внедрялся в сознание граждан настолько по-советски топорно, что не вызывал того отклика, на который рассчитывали инициаторы антиалкогольных мер. Функционеры на местах как сорвались: давно же не было чего-то такого — ух! — чтоб массово уничтожить, запретить, наказать, посадить. Граждане, на самом деле давно готовые к началу грамотной борьбы с пьянством (пили всё-таки очень много), только еще больше обозлились, не собираясь поддерживать правильные по сути, но уродливые по исполнению инициативы.
Михаил Горбачёв ставил, безусловно, амбициозные задачи, успешное выполнение которых в ещё большей степени помогло бы ему утвердиться как прогрессивному политическому деятелю.
В любой стране, тем более в России, антиалкогольная кампания — это, действительно, некий вызов обществу. Но если борьба с пьянством будет проведена успешно (постепенно и мягко, ориентируясь, прежде всего, на пропаганду здорового образа жизни, а не на привычные запреты и ограничения), то речь пойдет — без преувеличения — о спасении нации.
Ведь жизнь следующих поколений зависит, как минимум, от здоровья и благоразумия поколения нынешнего.