АФИНЫ, 15 июн — РИА Новости, Геннадий Мельник. Греция и кредиторы на переговорах по урегулированию греческого госдолга не могут согласовать ряд позиций. Это, прежде всего, отношение к пенсионной системе и повышение налогов, в частности НДС.
Хотя Афины не считают, что переговоры зашли в тупик, сближения позиций нет, обе стороны отказываются идти на уступки.
Греция заявляет, что предложения, представленные в последние дни учреждениями кредиторов, содержат крайние позиции, которые не могут быть приняты греческим правительством.
"Если их предложения будут приняты, это станет повторением трагической ошибки предыдущих правительств, которые привели страну к стратегическому тупику, через налогово-бюджетную политику жесткой экономии", — говорится в документах правительства Греции, в которых сведены позиции сторон после четырех месяцев переговорного процесса.
Правительство связывает подписание соглашения только с решением проблемы долга и удовлетворением потребностей в финансировании греческой экономики.
Как заявлял премьер-министр Алексис Ципрас, любое соглашение зависит от четырех основных пунктов:
1. Низкий первичный профицит бюджета для того, чтобы восстановить необходимое фискальное пространство и положить конец механизму воспроизводства бедности.
2. Никаких новых сокращений зарплат и пенсий, то есть мер, которые будут усиливать социальное неравенство и вернут экономику к спирали рецессии.
3. Реструктуризация государственного долга с тем, чтобы положить конец порочному кругу последних пяти лет, в течение которых страна постоянно получала новые кредиты, чтобы погасить предыдущие.
4. Сильная инвестиционная программа, согласованное финансирование инвестиций, особенно в отношении инфраструктуры и новых технологий.
"Сравнение предложений правительства и кредиторов показывает, чей план служит интересам греческой экономики, обеспечивает жизнеспособный путь к восстановлению, является выгодным и для наших кредиторов", — говорится в документах.
При этом в правительстве подчеркивают, что его предложения являются "продуктом согласия и компромиссов, найденными в ходе консультаций Брюссельской группы" технических специалистов.
Кредиторы требуют, чтобы все меры были проголосованы в парламенте в июне и немедленно реализованы начиная с 1 июля 2015 года. Они также требуют принятия мер стоимостью 4,5 миллиарда евро на 2015-2016 годы, сообщили в правительстве.
Первичный профицит
"Первичный профицит играет огромную роль на пути к росту. Один процентный пункт первичного профицита соответствует 1,8 миллиарда евро, потраченных на реальный сектор экономики, а не на "черную дыру", которую сейчас представляет долг", — отмечают в кабинете министров.
Программа помощи — меморандум с кредиторами, из которого Греция пытается выйти — предусматривает в 2015 году первичный профицит в 3% ВВП, в 2016 и в 2017 годах — 4,5% ВВП, в 2018 году — 4,2% ВВП.
На переговорах кредиторы предлагают установить первичный профицит в 1% ВВП в 2015 году, 2% ВВП — в 2016 году, 3% ВВП — в 2017 году, 3,5% ВВП — в 2018 году.
Греческое правительство добивалось, чтобы в соглашении фигурировали цифры первичного профицита в 0,6% в этом году, 1,5% — в 2016 году, 2,5% — в 2017 году и 3,5% ВВП — в 2018 году.
В случае выхода из меморандумов в общей сложности за четыре года греческая экономика получит доход примерно в 14 миллиардов евро, даже если не брать в счет рост ВВП, что приведет в дальнейшем и к росту доходов. По годам доходы составят примерно 3,6 миллиарда евро, 5,4 миллиарда евро, 3,6 миллиарда евро и 1,1 миллиарда евро соответственно, полагают в греческом правительстве.
Министр финансов Яннис Варуфакис заявил 14 июня, что первичный профицит в 1,2-1,5% ВВП был достижим еще в марте, но сейчас, после трех месяцев "финансового удушения" греческой экономики, он уже невыполним.
Однако в понедельник, 15 июня, в СМИ появились сообщения, что правительство Греции согласилось на первичный профицит в 1% в 2015 году и 2% ВВП — в 2016 году. Бюджетный разрыв предусматривается на 2015 год в 1,1% ВВП (1,995 миллиарда евро) и на 2016 год в 2% ВВП (3,583 миллиарда евро). Большую часть его предполагается покрыть за счет изменения НДС, что даст доходы в 1,4 миллиарда евро в год.
НДС
Изменения в НДС являются вторым значительным пунктом разногласий на переговорах. Кредиторы требуют повышения НДС, которое даст дополнительно 1% ВВП, или 1,8 миллиарда евро в год. По их мнению, нужна немедленная отмена всех льгот по НДС уже с 1 июля 2015 года.
Кредиторы требовали отменить льготную ставку в 6%, правительство Греции намерено оставить ее на лекарства, книги, театральные билеты.
Кредиторы предлагали установить ставку НДС в 11% на медицинские товары и продукты, и повысить до 23% НДС на электроэнергию и ресторанный бизнес.
Правительство считает невозможным вводить НДС в 23% на электроэнергию в стране, где многие не могут заплатить за свет. Греческое правительство настаивало, что рестораны, пресса, энергия, магазины, отели, свежие продукты, вода должны облагаться НДС в 11%, а НДС в 23% было готово ввести на некоторые категории продуктов питания и на приготовленные мясные продукты.
При этом власти Греции считают, что новый НДС на гостиницы и для островов, за некоторым исключением, должен применяться с 1 октября 2015 года, то есть после завершения туристического сезона.
По данным СМИ, перед последним раундом переговоров правительство заявило о готовности пойти на повышение НДС с 11% до 13%, а на морепродукты, за исключением рыбы, сладости, мармелад, шоколад, готовые соусы ввести НДС в 28%.
Пенсии и пенсионная система
Кредиторы требуют выплачивать накопительную пенсию тем, кто уходит на пенсию после 30 июня 2015 года, только по достижении возраста в 67 лет.
Они также требуют постепенно, до конца 2016 года, упразднить дополнительные пенсии (EKAS). Отмена дополнительных пособий была среди обязательств, взятых бывшим министром финансов Яннисом Стурнарасом.
В правительстве отмечают, что размер дополнительных пенсий составляет максимум 100 евро, а получают их люди с крайне низкими пенсиями — порядка 300 евро.
"Это предложение не только экономически неэффективно, но и социально абсурдно для страны, которая столкнулась с гуманитарным кризисом", — заявили в правительстве.
Общее сокращение пенсий, по расчетам кредиторов, должно дать 1% ВВП в год, или 1,8 миллиарда евро.
Правительство Греции отказалось сокращать пенсии и менять начисленные пенсионные права, хотя и готово было решать вопрос с досрочным выходом на пенсию.
Медицина и система социального обеспечения
Кредиторы считают, что пенсионеры должны больше платить за здравоохранение. Это помимо увеличения НДС на лекарства с 6% до 11%, сообщают в правительстве.
Кредиторы также требуют консолидации страховых фондов, с чем правительство согласно, отмены досрочного выхода на пенсию, связи взносов на социальное обеспечение с размером пенсии.
Налог солидарности
Правительство Греции готово изменить шкалу "сбора солидарности", говорится в документах. Цель реформы состоит в том, чтобы, наконец, налоги платили люди с более высокими доходами, а не низкооплачиваемые и пенсионеры, как обычно, заявили в правительстве.
В частности, с доходов от 12 тысяч евро до 20 тысяч евро устанавливается налог в 0,7%, с 20 тысяч до 30 тысяч — в 1,4%.
Налог на доходы от 30 до 50 тысяч евро составит 2,0% вместо нынешних 1,4%. До 4% с 2,1% планируется повысить налог на доходы от 50 до 100 тысяч евро, с 2,8% до 6% — на доходы от 100 тысяч евро до 500 тысяч евро в году.
Для тех, кто получает более полумиллиона евро в год, вводится новая шкала — 8,0%, сообщили в правительстве.
НАЛОГОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Кредиторы требуют от правительства Греции получить в 2015 году 2,65 миллиарда евро от налогообложения недвижимости. Столько сейчас дает единый налог на недвижимость (ENFIA), который новое правительство намерено постепенно отменить. Такие же доходы от налога на недвижимость, по мнению кредиторов, правительство должно получить и в следующем году. Кредиторы также требуют значительно увеличить налогообложение фермеров.
Правительство Греции заявляет, что изменения в налогообложении должны затронуть тех, кто получал доходы в период кризиса, и облегчить жизнь нижних слоев, наемных работников и пенсионеров.
В частности, планируется исключительный налог на прибыль крупнейших компаний, налог на телевизионную рекламу, налог на роскошь в 13% вместо 10% — на самолеты, яхты, бассейны, машины с двигателем объемом более 2,5 литров. Доходы планируется также получить от лицензий на телевизионное вещание (сейчас почти все телеканалы не платят за пользование частотами), от сбора штрафов с владельцев не прошедших ежегодный технический контроль автомобилей и незастрахованных транспортных средств.
Власти Греции намерены бороться с уклонением от уплаты налогов и увеличить поступления от НДС путем усиления контроля, искоренить контрабанду топлива, контролировать банковских операций, чтобы исключить оборот "черных" денег.
Афины намерены сотрудничать с властями стран, где есть скрытые от налогообложения средства. Уже есть техническое сотрудничество со Швейцарией, заявляют в правительстве.
Кредиторы требуют также значительных сокращений заработной платы в государственном секторе, в частности, даже сотрудникам с низким уровнем дохода. Правительство заявляло, что не пойдет на сокращение зарплат.