Павел Родькин, Эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Россия начала трудный путь обретения политической и экономической субъектности в рамках таких международных институтов, как ЕАЭС, ТС, ШОС, БРИКС, АТЭР и др. Однако возвращение в исторический процесс, не говоря уже о лидерстве в нем и неизбежной конкуренции с Западом, без социальной регенерации невозможно. Если процесс примет имитационный характер, реализация проекта может завершиться еще большим по сравнению с итогами холодной войны поражением.
Россия и Запад в ХХ веке развивались на паритетных началах в рамках одной технологической, научной и культурной платформы, а успехи или неудачи носили непостоянный и не абсолютный характер.
В материальной и культурной сферах (и уж тем более в потреблении) российская цивилизация, действительно, ничего не может предложить миру такого, чего не было бы у западной. Исключение составляет уникальная социальная организация советского общества нового типа.
Ловушка "справа"
Правая западнизация, при всей ее привлекательности, означает откат России к дореволюционному состоянию с его рыхлостью общества, в полной мере проявившегося в Первой мировой войне. Ее кризис носит объективный характер: историческая память не была стерта, а советское наследие оказалось слишком большим и фундаментальным.
Без социальной реорганизации, близкой к тому типу, которая была проведена в СССР, продуктивное развитие России в рамках научного, социального и гуманитарного прогресса – фактически невозможно. Речь идет не о заявке на новую мировую гегемонию, а о возрождении положительной альтернативы Западному проекту мироустройства, что для России является условием реального лидерства в глобальных процессах.
Гигантский социальный регресс, поразивший постсоветское общество, лишил Россию конкурентного лидерства в области концептуальной и институциональной социальной организации на принципах равенства и справедливости, из которой следовали все достижения советского общества в области космоса, атомной энергетики, науки, культуры, спорта, человеческого капитала.
Сегодня эти достижения в России не являются самоочевидными. Политический мейнстрим девяностых и нулевых объявил их "тупиковой" ветвью развития человечества, отходом от генеральной линии, начертанной Западом, а затем и просто экономически невозможными и неэффективными.
Преодолеть комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности России перед Западом, который в разных формах развивался и культивировался начиная с конца 80-х годов прошлого века, почти заставил Россию отказаться от достижений общества, построенного на принципах социального равенства и справедливости и следовавшими из этого всеобщим бесплатным образованием и медициной, социальными гарантиями и т.д. Именно в социальной сфере Россия могла говорить с Западом не то что на равных, но и с превосходством.
Но с уничтожением альтернативной системы капитализм и либерализм быстро мутировали в неолиберализм. Общество всеобщего благосостояния, витрина которого продолжает гипнотически действовать на незападные социумы, оказалось больше не нужным, а традиционное государство признано устарелым.
Тотальность и управляемость начатых социальных процессов позволяет Западу в лице Барака Обамы и в наиболее понятной для западной цивилизации форме говорить о "превосходстве". Сопротивляться гегемонии неолиберального проекта невозможно, продолжая считать собственную социальную организацию (и цивилизацию) "неполноценной", и пытаясь встроиться в западное общество на условиях победителя.
Вопросы обществознания: постановка проблемы
Современное российское обществознание всячески обходит стороной проблемы классового неравенства, социальной несправедливости и эксплуатации в современном обществе, которые в процессе глобализации давно вышли за рамки собственно экономики. Социальное знание сводится к набору виртуальных ярлыков и "мемов", наподобие "свободного рынка", "постиндустриального общества" и т.п.
Безальтернативность глобального капитализма утверждается и на уровне современной научной мысли. Майкл Манн, причисляемый к числу наиболее влиятельных социологов современности, отвечая на вопросы о феномене власти в XXI веке, прямо говорит о том, что капитализму почти нет альтернативы. Автономность, по Манну, сохраняет только Китай, а Россия описывается как провальное во всех смыслах общество.
Можно бесконечно долго обижаться на нелицеприятные отзывы западных интеллектуалов, хотя диагноз постсоветскому обществу гораздо честнее и жестче поставил Александр Зиновьев, но они отражают реальное положение дел. Россия не является субъектом исторического процесса.
Никакие карикатурные попытки создания "позитивного имиджа России", которые активно предпринимались в гламурные нулевые, больше не могут дать сколько-нибудь положительный результат, потому что не несут проектной нагрузки. С помощью имитационных технологий нельзя достичь лидерства в стремительно и на глазах меняющемся мире.
Без понимания продолжающегося социального регресса невозможно сделать шаг к его реальному преодолению. Проблема заключается в том, что признание ситуации порочной и нетерпимой может быть осуществлено только в рамках политического, социального и идеологического консенсуса.