Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В День ВМФ, 26 июля, в главной базе Балтийского флота, на борту фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию Морской доктрины России.
Модернизация политики
Принятая в 2001 году Морская доктрина РФ была рассчитана на перспективу до 2020 года. В чем смысл редактирования не отслужившей свой срок государственной стратегии?
За 14 лет Россия значительно окрепла как морская держава и уверенно наращивает присутствие в Мировом океане. Одновременно изменилась международная обстановка, множатся локальные и региональные конфликты, которые затрагивают интересы многих стран.
В марте 2015 года появилась новая военно-морская стратегия США. В мае 2015 года опубликована новая редакция "Белой книги" (о военной стратегии и развитии океанского флота) в КНР. И модернизация национальной морской политики России вполне своевременна.
Документ разрабатывался совместными усилиями ВМФ, Морской коллегии при правительстве РФ, пятнадцати федеральных органов исполнительной власти и организаций. Обновленная 46-страничная Морская доктрина — основа для разработки законопроекта о государственном управлении морской деятельностью.
Основные направления
На совещании у президента 26 июля особо выделены два направления — Атлантика и Арктика.
Активное развитие Североатлантического альянса, приближение его инфраструктуры и боевых частей к границам России объясняют акцент на атлантическом направлении. Доктрина подчеркивает неприемлемость дальнейшего расширения НАТО на Восток.
Арктика — свободный выход России в Атлантический и Тихий океаны, Северный морской путь и ресурсы континентального шельфа. И все же обновленную Морскую доктрину России нельзя назвать североатлантической, потому что стратегия шире и многообразнее. Документ подчеркивает важность достаточного и постоянного военно-морского присутствия РФ в Средиземном море на атлантическом направлении, тесное сотрудничество с КНР и Индией в Тихом и Индийском океанах.
Все шесть ранее упомянутых региональных направлений снабжены общими стратегическими подходами и алгоритмами развития, систематизированы задачи ВМФ и торгового флота, науки и добывающих отраслей экономики.
В доктрине подчеркивается важность сохранения Россией статуса великой морской державы. Однако, в отличие от американского аналога, нигде не обозначена российская исключительность или потребительское отношение к соседним странам.
Цели России — интеграция в мировую экономику и дальнейшее развитие экономики национальной с использованием возможностей и ресурсов Мирового океана, укрепление позиций РФ на базе взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами.
Государственный приоритет
Согласно обновленной доктрине, ВМФ является основой морского потенциала России, а военно-морская деятельность относится к категории высших государственных приоритетов. В документе записано: "оперативно-стратегические объединения Военно-морского флота — Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флот, а также Каспийская флотилия — являются силовой основой решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях".
Черноморский флот до 2016 года пополнится шестью новыми дизель-электрическими подводными лодками проекта 636.3. Параллельно черноморцы получат шесть новых сторожевых кораблей проекта 1135.6.
Растут возможности постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземноморье — на атлантическом направлении.
Кораблестроение
В Морской доктрине появился новый раздел: судо- и кораблестроение. За 10 лет Россия восстановила соизмеримое с советским периодом военное кораблестроение, и возвращается в Мировой океан с качественно новым флотом.
Судостроение в интересах гражданского флота пока отстает. На этом участке государство стимулирует рост за счет успешных частных судостроительных компаний, и стратегическое планирование позволит быстрее наверстать упущенное. Доктрина ставит высокую планку отечественному судостроению — полное и технологически независимое удовлетворение потребностей государства и предпринимателей, в том числе сохранение мирового лидерства в строительстве атомных ледоколов.
На 2020 год запланировано строительство нового поколения десантных кораблей большой вместимости, способных нести на борту несколько вертолетов. На стадии проектно-конструкторских работ — эсминец нового поколения с ядерной энергетической установкой, высокой автоматизацией управления и большой ударной мощью.
В ближайшей перспективе ВМФ — дальнейшее приоритетное развитие атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) и многоцелевых подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов. На предприятиях ОПК развернуто серийное строительство РПКСН 4-го поколения. Идут проектные работы по созданию атомных субмарин 5-го поколения (унифицированные модульные платформы различного водоизмещения с интеграцией перспективных роботизированных комплексов).
Активно развивается вспомогательный флот. Большая протяженность морских границ России в Арктике, выполнение задач в сложной ледовой обстановке, растущее значение Северного морского пути требуют нового ледокольного флота. И сегодня идет строительство атомных ледоколов большой мощности "Арктика", "Сибирь", "Урал" с началом ледовых проводок соответственно в 2017, 2019, 2020 годах.
Совершенствуются инфраструктура базирования и новые методы подготовки экипажей. Особое внимание уделено вопросам экологии.