Виталий Третьяков
"Таскать вам — не перетаскать!" — с такими словами обратился деревенский дурачок из народной сказки, встретив похоронную процессию. За что был бит.
А вот я удивлён возмущением картезианской, как всегда считалось, Франции. Для картезианства, как известно, характерны рационализм и борьба со всякого рода схоластикой, спекулятивно использующей любые, включая самые абсурдные аргументы, для оправдания заранее готовых выводов. Например, вывода о том, что "свобода публичного самовыражения", в том числе и похабного, выше морали и уважения чужих святынь, даже если своих не осталось.
Ведь в начале 2015 года Франция, да и весь Евросоюз, сплотившиеся под лозунгом "Je suis Charlie", фактически дали "цивилизованным" карикатуристам карт-бланш на глумление над чем и над кем угодно. Что же возмущаться сейчас, что выжившие после теракта 7 января "свободные" и дополнительно освобождённые массовой общественной и официальной политической поддержкой художники этим карт- бланшем в очередной раз воспользовались?
Конечно, поразительно то, что даже уничтожение их коллег и товарищей не заставило карикатуристов задуматься над тем, а всегда ли уместны их дурацкие и, как правило, похабные шутки, разумно ли и пристойно ли постоянно и целенаправленно пренебрегать нормами морали? Или хотя бы над тем, не побьёт ли их похоронная процессия?
Лично я думаю, что все грани, границы и пределы допустимого они перешли уже давно — за что часть из них, увы, и поплатилась — совсем не по-сказочному. Но и последний казус, по-моему, объясним.
Вообще-то то, что называется чёрным юмором, не является открытием Charlie Hebdo. Он тысячелетия существует и в вольном фольклорном пространстве, и в авторском искусстве, которое мы давно уже считаем классическим.
Не чужд этот жанр и русскому искусству — и в фольклорной, и в авторской его ипостасях. Напомню лишь — буквально на злобу дня — хорошо всем известную с советских времён серию частушек на военную тему, героями которых были и дети. Например, такую: "Маленький мальчик гранату нашёл…"
Далее не цитирую не потому, что забыл сам или сомневаюсь, что её помнят другие. А именно потому, что, во-первых, не сижу в кругу близких друзей, а пишу статью для публичного воспроизведения, а, во-вторых, потому, что именно над смертью ребёнка позволили себе "художественно" надругаться французские карикатуристы. И ещё потому, что помню не только о детях, погибших в последние месяцы в волнах Средиземного и Эгейского морей, но и о детях Донбасса, погибших при бомбардировках украинскими вооружёнными силами, переходящими на стандарты, надо думать, и политико-моральные, НАТО.
Чёрный юмор по отношению к жертвам Троянской войны, или Столетней, вряд ли кого сейчас возмутит. А вот по отношению к жертвам Первой и особенно Второй мировым войнам способен оскорбить, возмутить и разгневать многих. Срабатывает закон исторической дистанции, стирающий грани дозволенного и недозволенного. Разрыть свежую могилу без санкции закона — преступление. Но археологи свободно ведут раскопки могил многовековой или тысячелетней давности.
Так называемые еврейские анекдоты бытуют повсюду. Но одно дело рассказывать их в весёлой и умной компании в спокойное время, а другое — во время еврейского погрома. Думаю, хотя бы этот пример должен быть понятен некоторым карикатуристам из Charlie Hebdo.
Наконец, в современной "Европе", к сожалению, осталось очень мало того, что когда-то считалось святынями и ценностями, в частности и в первую очередь — христианскими. И среди этого немногого — дети. Хотя и тут уже существуют сомнения с учётом всё множащихся попыток легализации педофилии. Но на данный момент дети всё ещё остаются европейской святыней и ценностью. Уверен, что, если бы карикатуристы Charlie Hebdo так же глумливо "пошутили" над утонувшими взрослыми беженцами, никто бы в Европе их не осудил.
В общественных туалетах, располагающихся не в самых центрах даже и европейской цивилизации, довольно часто можно встретить талантливейшие и остроумнейшие графические и лингвистические образчики чёрного юмора, включая, разумеется, похабщину. Пожалуй, что в таких местах, да ещё в моменты, когда ты такие места посещаешь, это искусство способно и позабавить, и даже заставить над чем-то задуматься.
Но если те же надписи или рисунки ты встретишь на стене туалета не внутри, а снаружи, то тебе уже не хочется их рассматривать. Становится стыдно. Особенно, если вокруг стоят другие люди.
А когда ты видишь то же самое, но опубликованным в газете или показанным по телевизору, то уже нельзя назвать это искусство чем-то иным, кроме как пошлостью, дурновкусием, глумлением над общественной моралью и провокацией, пусть и бездумной, но так или иначе способной вызвать либо новые издевательства над объектом глумления, либо ответную реакцию против провокаторов.
Но одного я всё-таки не могу понять: карикатуристы и журналисты из Charlie Hebdo это такие же деревенские дурачки, как герой упомянутой мною сказки? Или латентные расисты? Или просто циники и негодяи, презирающие всех, кроме самих себя и своих инстинктов, и сами готовые при случае утопить какого-нибудь мальчика, чтобы было с чего срисовать карикатуру для очередного номера своего журнала? Ведь шоу должно продолжаться, а зарплату надо отрабатывать…