БЕРЛИН, 10 окт — РИА Новости, Татьяна Фирсова. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года белорусская писательница Светлана Алексиевич в субботу встретилась с журналистами в Берлине и рассказала о том, как собирает материал для своих книг, как работает и что думает о ситуации в своей стране.
Первые 40 минут пресс-конференции Алексиевич задавали вопросы о политике, а не о литературе. Как призналась сама писатель, так бывает всегда — когда она приезжает в Европу, ее спрашивают в основном о ситуации в стране, а не об ее книгах. Что же касается книг, то здесь Алексиевич часто упрекают в занятиях журнализмом, поскольку ее книги построены на живых интервью.
Алексиевич вспоминает: "женщины вечерами собирались и разговаривали. И с детства я была очень впечатлена теми рассказами, которые рассказывали эти женщины, это было гораздо сильнее и интереснее тех военных книг, которые тогда писали, потому что тогда писали только о героизме советских солдат, о Победе. В общем-то правды о Победе никто не знал, а ведь у нее не только красивое лицо, но и страшное".
По словам Алексиевич, она хотела рассказать о том, что слышала, передать ощущение от того мира, в котором живет. "У нас очень силен устный ум, не только письменный, но и устный. Если бы я не записала своих героев, это все бы исчезло в никуда, вместе с ними", — сказала она. В частности она говорила о своей книге "У войны не женское лицо", которая содержит воспоминания воевавших во Второй мировой войне женщин.
По мнению писателя, в каждом человеке есть "кусочек истории" и для нее было важным попробовать "собрать роман голосов и сделать из всего этого книгу".
Алексиевич рассказала, что работает над книгой от 5 до 10 лет, записывает интервью 300-500 человек. Много лет жила за границей потому, что хотела увидеть мир и расширить собственные горизонты.
"Я увидела, что мир за пределами наших границ, он очень сложный, даже поняла, что такое демократия и освободилась от романтизма и иллюзий девяностых годов, что демократию можно как швейцарский шоколад завести, оказалось нет, что это очень долгая работа, для этого нужны годы и годы", — сказала она. По словам Алексиевич, для книг, над которыми она работает, очень важна связь с людьми своего времени, именно поэтому она и вернулась в Белоруссию.
К белорусским властям Алексиевич настроена критически, но иллюзий в отношении белорусской оппозиции не испытывает — по ее словам, народ действительно голосует за президента Александра Лукашенко, а оппозиция оказалось слабой.
"Почему наше страдание не конвертируется в свободу — от этого одного вопроса только можно сойти с ума", — говорит писатель.
Биография и книги
Светлана Алексиевич живет и работает в Минске. Немецкий сайт издателя Алексиевич сообщает, что писательница родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске в семье военнослужащего. Отец Светланы — белорус, мать — украинка, оба работали сельскими учителями.
После университета была направлена на работу в город Береза Брестской области — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе.
В 1983 году была написана книга "У войны не женское лицо", два года ее не печатали, автора обвиняли "в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины". В 1985 году книга "У войны не женское лицо" вышла почти одновременно в московском журнале "Октябрь", белорусском издательстве "Мастацкая лiтаратура", а затем в издательствах "Советский писатель", в "Роман-газете". В последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 миллионов экземпляров.
В 1989 году вышла новая книга Алексиевич "Цинковые мальчики" — книга об афганской войне. Чтобы ее написать, она четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан.
На немецком языке опубликованы книги "У войны не женское лицо", "Последние свидетели (сто недетских рассказов)", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва", "Время секонд-хэнд".
Книги Алексиевич издавались в 19 странах мира, по ее сценариям сняты документальные фильмы, поставлены театральные пьесы.