Анна Столярова, корреспондент Sputnik
Новое, сияющее чистотой здание железнодорожной станции Алтынколь посреди песчаной степи. Вдаль, петляя, убегают шесть только что проложенных железнодорожных путей. Подъемный кран аккуратно поднимает контейнер с поезда, который только что прибыл из Китая, и медленно опускает его на специальный грузовик. Машина перевозит ценный груз на поезд, давно поджидающий "соседа" на параллельном пути.
Дальше дорога груженного контейнерами казахстанского состава лежит далеко на запад, вдоль поющих барханов, заснеженных вершин Заилийского Алатау и отрогов Тянь-Шаня — в Центральную Азию, Иран, Турцию, Европу и через Россию в страны СНГ. Именно по этому пути тысячу лет назад, по зыбкому песку, не торопясь и гордо задрав головы, караваном следовали верблюды.
Именно на станции Алтынколь, в самом сердце Евразии, на китайско-казахстанской границе встречаются два пути, Восток и Запад: узкая колея китайской железной дороги и более широкая казахстанская, общая на всем пространстве ЕАЭС.
Крупнейший наземный порт в Центральной Азии
Национальный проект Республики Казахстан — Специальная экономическая зона "Хоргос — Восточные ворота" растянулась в степи почти на 6 тысяч гектаров. Рядом со станцией Алтынколь в скором времени возвысится гигантский склад, так называемый Сухой порт, с площадкой на 18 тысяч контейнеров и терминалом, где грузы и товары будут сортироваться и ждать своей очереди на отправку.
"Компании смогут использовать Сухой порт как региональный центр сбора и сортировки товаров для последующей их поставки в Европу или как место для доставки грузов из Европы в Китай. Таким образом Хоргос станет центром логистики, где будут перераспределяться товары на несколько рынков", — сказал на официальном открытии Сухого порта генеральный директор СЭЗ "Хоргос — Восточные ворота" Карл Гейсен.
Гейсен убежден, что Хоргос в скором времени станет главным наземным Сухим портом в Центральной Азии и самым крупным логистическим проектом в регионе. "Этот эффективный, современный объект, — заверяет гендиректор, — станет отличной платформой для транспортировки товаров по Великому шелковому пути".
Здесь, в Специальной экономической зоне на границе с КНР, как объясняет Гейсен, для инвесторов предусмотрены максимально выгодные условия. Это и правовые послабления, и уникальные коммерческие предложения с отсутствием земельного налога, и упрощенная процедура для найма иностранных рабочих. Все эти меры, конечно, отразятся и на конечной стоимости товара.
Одно из главных преимуществ порта — не только выгодное географическое расположение в точке, где пересекаются важные маршруты поставки товаров из Китая и Юго-Восточной Азии в страны Европы.
"Важно, что порт станет своего рода воротами в страны Евразийского экономического союза. И участие в деятельности Хоргос даст инвесторам доступ к этому выгодному рынку ", — уверен Гейсен.
Уже сейчас проведены переговоры более чем с 50 казахстанскими и иностранными компаниями. Известно, что в развитии "Хоргос — Восточные ворота" готовы принимать участие крупные международные логистические компании, а строительство порта ведется по стандартам всемирного терминального оператора DP World.
На радость шопоголикам
Но если для предпринимателей СЭЗ "Хоргос — Восточные ворота" — это выгодное место для развития бизнеса, то чем интересна Специальная экономическая зона обычному гражданину?
Здесь реализуется уникальный казахстанско-китайский проект — Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос".
Это гигантский торговый центр, в котором круглый год с огромными скидками можно купить абсолютно все: от шерстяных носков, кожаной обуви и посуды с ручной росписью до бытовой техники и автозапчастей.
Представьте себе целый город, состоящий из таких магазинов, в котором при желании можно даже остаться жить, ведь на территории в будущем предусмотрены и гостиницы. И вы поймете, какие прелести приготовил Хоргос для нас, обычных людей.
Конечно, есть и ограничения: один человек может потратить здесь не более 1500 евро и вывести без пошлин покупки до 50 килограммов, да и добраться в Хоргос довольно затратно и по времени, и по деньгам. Но тем не менее выгода налицо, и уже сейчас в Хоргос, несмотря на то что проект только развивается, на специальных поездах и автобусах в так называемые шоп-туры со всего Казахстана и даже из соседних стран приезжают сотни людей. Кто за новым телефоном, а кто и за покрышками для своего железного коня.
По словам президента АО "KTZ Express" Санжара Елюбаева, этот уникальный центр станет, кроме того, и дополнительной возможностью для развития международного туризма. В ближайшие два года здесь появится парк развлечений и городок ремесленников. Соглашения по строительству семи таких новых проектов, сообщил Елюбаев, уже подписаны.
Кому выгоден проект Хоргос?
В регион, как заявил аким Алма-атинской области Амандык Баталов, для строительства Специальной экономической зоны за короткое время уже привлечено инвестиций более чем на 70 миллиардов тенге.
"В последующем здесь, рядом со Специальной экономической зоной вырастет город с населением более 100 тысяч человек. Будут построены мощные логистические центры, заводы и фабрики, на которых будут трудиться жители. Все это даст большое экономическое развитие Алма-атинской области и всей республике. Поэтому это очень нужный и необходимый проект", — убежден Баталов.
Главная цель этого пограничного городка и недавно построенного Сухого порта — создание эффективного транспортно-логистического и индустриального центра мирового уровня, который обеспечит развитие экспорта и привлечет инвестиции в экономику государства.
Но важно и другое: благодаря Специальной экономической зоне, новым, уже проложенным в Казахстане железнодорожным линиям и автомобильным коридорам, этот проект дает и другим странам большие перспективы по переработке и отправке грузов транзитом через РК.
"Мы ставим перед собой задачу взять хотя бы 10% от всех грузоперевозок, которые осуществляются сейчас между Китаем, Восточной Азией и Европой. В этом году через СЭЗ "Хоргос" уже перевезено 40 тысяч контейнеров. Мы ожидаем, что эта цифра к 2020 году достигнет 170 млн тонн", — сказал вице-президент "Казахстанских железных дорог" Канат Алпысбаев.
Объем перевозок, по его словам, за последние пять лет между Китаем и Европой вырос в 17 раз. Но, как подчеркнул Алпысбаев, сейчас существует серьезный дисбаланс. Почти 90% перевозок осуществляется из Азии в Европу. "А назад груз искать очень тяжело. И без совместных усилий, которые мы прикладываем вместе с нашими коллегами из России и Белоруссии, достичь успеха будет невозможно", — подчеркнул глава КЖД.
Конкуренция или сотрудничество?
Было бы достаточно глупо, по словам министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова, не пользоваться соседством с такими крупными игроками на мировом рынке, как Китай и Россия.
И конечно, страна хочет получить из этого свою выгоду. Но речь, по его словам, идет не о конфронтации с соседями, а о здоровой конкуренции между странами. Проект Хоргос будет дополнением к уже существующим и даст возможность реализовать потенциал тем странам, которые не имеют выхода к морю.
"Давайте забудем о старой концепции большой игры. Сейчас мы придерживаемся концепции большой выгоды. У нас есть очень четкое понимание интересов каждой нации, каждой страны, и мы осознаем, что у нас есть огромное пространство для того, чтобы возрождение Шелкового пути было выгодно всем странам", — подчеркнул министр.
Что же касается конкуренции между Казахстаном и Киргизией по поводу формирования логистического центра перевалки и реэкспорта китайской продукции, то здесь, как объясняет руководитель отдела экономики Института стран СНГ, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян, теперь развернется равная борьба.
"Киргизия, вступив в единое экономическое пространство, попала в такие условия, когда основное ее конкурентное преимущество — низкий уровень таможенных барьеров — был абсолютно нивелирован за счет единого таможенного тарифа Евразийского союза", — поясняет Мигранян.
Теперь, по словам эксперта, между Казахстаном и Киргизией будет идти конкуренция за реэкспорт китайской продукции на равных условиях. Это будет конкуренция удобства логистики, скорости таможенной очистки, предоставления различного рода сопровождающих услуг и благоприятности климата предпринимательства. "И в этом смысле Киргизия, — говорит Мигранян, — опережает Казахстан, потому что предпринимательский климат в республике более свободен".
Казахстан, в свою очередь, полагает экономист, может компенсировать это емкостью рынка и, конечно, возможностями переработки.
Импульс для собственного производства
Обращая внимание на то, что казахстанская сторона несколько отстает по темпам развития своей части проекта от китайских партнеров, эксперт подчеркнула, что объективных причин для низких темпов развития достаточно много: на это влияет и доступность финансовых ресурсов, и уровень развитости предпринимательской деятельности в стране.
Но в зависимости от того, насколько будут сопряжены интересы китайской и казахстанской сторон, в том числе учитывая интересы стран Евразийского союза, этот проект может быть либо ускорен, либо заморожен.
В целом эксперт уверена, что Хоргос будет развиваться как достаточно мощный центр торговли, который будет конкурировать не только с киргизскими, но и с российскими возможностями взаимодействия с Китаем.
Это даст возможность переключения на поставки средств производства и сырья, что может дать импульс для развития собственного производства в республиках. Китайские бизнесмены и предприниматели, как полагает Мигранян, вполне готовы к такому сотрудничеству, и это было бы идеальным способом сопряжения интересов и китайской стороны, и ЕАЭС в целом, и каждой из стран Евразийского союза в отдельности.