Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня", руководитель Биографического института Александра Зиновьева
Перед нами зиновьевский императив — "Как иголкой убить слона". Идея, объединяющая маленькие, в том числе и исторические, эпизоды, проста и прозрачна, как родниковая вода: как умудриться выискать слабое место врага, противника, оппонента, независимо от его численности и вооруженности (в прямом и переносном смысле).
Так понимать и говорить мог только Александр Зиновьев, мастер мысли и анализа. Для него слова и понятия, созданные им, как кажется, на лету, на самом деле были всегда по-своему эталонами чистоты и безупречности образа.
Можно мыслить образно, но это не есть создание образа, тем более что речь идет о феноменальном человеке — логике assoluta, твердо и беспощадно отсекавшем словесные ненужности, чепуху и тавтологии.
Поэтому с необходимостью нужно напомнить о его поразительной способности словотворчества, кроме запредельно черного юмора, бурлеска и оксюморона. Достаточно вспомнить такие неологизмы, как "зияющие высоты", "ибанизм", "катастройка", "глобальный человейник", "рогатый заяц" и другие.
Александр Зиновьев предлагает общий принцип: "способности одного из участников борьбы быть опасным для другого в достаточно высокой степени". "В современных условиях в мире (с современным оружием и средствами коммуникации) эта способность приобретает особо важное значение", считал он.
Принцип этот сводится к следующему постулату: "необходимо поставить противника в такое положение, чтобы он не смог использовать свое превосходство в силе".
Наглядно, как на уроке, он приводит целую серию примеров, начиная со своего личного (история с циркулем), и используя классические исторические примеры. Это, например, эпизод с Франсиско Писарро (испанский конкистадор, завоевавший империю инков), проявившим недюжинную сообразительность, и сумевшим обнаружить слабое место противника (индейцев). Пораженные нападением кучки воинов Писарро на их вождя, которого они почитали богом и который в их представлении был неуязвим и неприкасаем, индейцы капитулировали без боя. "Писарро, — пишет Александр Зиновьев, — угадал уязвимое место в армии индейцев, можно сказать — ее ахиллесову пяту".
Он обращает особое внимание на такое явление, как терроризм, о котором принято говорить "как об абсолютном зле, причем — беспричинном. Якобы просто появляются такие неполноценные существа, такие недочеловеки". "А почему они появляются?— спрашивает Александр Зиновьев. — Такой вопрос вообще отпадает… А между тем терроризм не есть нечто беспричинное или коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это — явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. То, что сейчас принято называть мировым терроризмом, есть закономерная реакция определенных стран и народов, ставших жертвами глобализации и западнизации…"
Информационная игла, вводимая в предварительно опустошенные мозги обывателей, способна творить и вытворять такое, после чего остается только разводить руками. Примерами усеяно все говорящее и "картиночное", телевизионное пространство нашего времени.
Здесь можно вспомнить "освобождение" Сербии в конце XX века; незабываемое 11 сентября 2001 года; откровенную забывчивость об Одессе 2014 года. Почему-то никто в тысячных маршах протеста не называл себя "Я — Одесса". Можно вспомнить и "победоносные удары" Запада по позициям ИГ (радикальная террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ) — главным образом по оставшимся без присмотра мотоциклам и беззащитным больницам Красного Креста, с одновременным запуском в массовое сознание фейков о том, что это Россия бьет по госпиталям и больницам.
В таких условиях с человеческим материалом можно делать все, что угодно, так как индоктринировать массы несравненно легче, чем заставить думать иначе убежденного одиночку, бросившему вызов времени и априорным установкам. "Министерство правды" неутомимо обрабатывает человеческие мозги, размягчая их в системы с легко заменяемыми программами агитации и пропаганды. В результате и объяснять не надо, какая разница, например, между головорезами-террористами и умеренными противниками в той же ИГ.
Между тем у современного Запада тоже есть своя ахиллесова пята. И зиновьевская фраза "как иголкой убить слона" относится именно к нему – к Западу, уверенному в своей слоновьей силе.
В семи кратких эпизодах — от "Прецедента циркуля" до "Двух наук" — Александр Зиновьев неустанно возвращается к идее, которая наиболее полно представлена в его последней книге ("Фактор понимания"), где он говорит об этой идее как о главной идеологеме современной России: "надо переумнить Запад".
В конце статьи "Как иголкой убить слона" он обращается к современникам со словами: "нужно на научном уровне знать, что из себя представляют обложившие тебя "звери", и с каким "циркулем" ты можешь проложить для себя историческую дорогу".
Предлагаю всем нам подумать над тем, как нам все же "переумнить" Запад и найти способ, как "иголкой убить слона", имея в виду – раз и навсегда отучить этот самый Запад и иных противников РФ раз за разом объявлять Россию своим врагом и стремиться ее уничтожить.