Захар Виноградов, РИА Новости
На этой неделе окончательно стало ясно, что Украина не собирается возвращать России долг в 3 млрд долларов. При этом нынешняя власть утверждает, что это — не суверенный долг, а частный, хотя в интервью РИА Новости бывший президент Украины Виктор Янукович объяснил, как возник этот долг, и на что он был потрачен — выплаты пенсий, зарплат, социальных пособий и т.д.
О том, почему на самом деле Украина не хочет возвращать долг и в чем главная причина конфликта украинского президента Петра Порошенко и премьера Арсения Яценюка, мы попросили высказаться российских и украинских экспертов.
Вопрос. В интервью РИА Новости бывший президент Украины Виктор Янукович рассказывает подробности получения российского кредита в размере 3 млрд долларов в декабре 2013 года. Из его пояснений следует, что это суверенный долг Украины. Тем не менее, по словам премьер-министра страны Арсения Яценюка, Украина не собирается возвращать этот долг России. Как вы считаете, в чем причина этого?
Валентин Землянский, директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины:
Довольно сложно искать логику в заявлениях украинского правительства, особенно если это касается вопросов взаимоотношений с РФ, где в качестве лейтмотива выступает война и агрессия, а не экономические резоны. Приведу пример заявлений премьера Яценюка, который накануне зимы говорил о необходимости закупки у "Газпрома" 5 млрд кубометров газа, а потом заявил о том, что Украина пройдет отопительный сезон без российского газа. Буквально несколько дней назад "Нафтогаз Украины" обратился к "Газпрому" с просьбой о предоставлении скидки.
Хочу обратить внимание, что очередной кредитный транш МВФ преподносится как финансовая помощь от западных партнеров. Но любому мало-мальски экономически образованному человеку понятно, что это финансовая кабала для страны, причем на несколько поколений вперед.
Кость Бондаренко, руководитель Фонда "Украинская политика":
Украинское правительство не собирается отдавать долг по кредиту, полученному во времена Януковича по нескольким причинам. И выделить ту, которая была бы доминирующей, сложно.
Во-первых, это политика: сторонники Яценюка попросту не поймут "мягкости" правительства, которое в условиях напряжения между нашими странами отдает несколько миллиардов долларов "агрессору". Поэтому, с точки зрения Яценюка, отдавать деньги России можно будет только в том случае, если будет судебное решение некоего международного арбитража (мол, мы ничего не можем поделать — так решил Запад).
Вторая причина — экономическая: этих денег у правительства попросту нет. Можно было бы согласиться на предложенную российской стороной рассрочку, но тогда вступает в силу политический момент (смотри пункт первый).
Проблема в том, что после получения вердикта международного арбитража Украина не сможет рассчитывать на рассрочку — скорее всего, ее заставят отдавать всё и сразу. Но это уже будет проблема следующего правительства, а Яценюк непременно сделает ряд заявлений с критикой своих преемников и "соглашательской политики" Порошенко.
Владимир Корнилов, директор Центра евразийских исследований:
Нынешний украинский режим этот долг не собирается возвращать ни при каких условиях. Даже если бы у Киева были сейчас деньги, он делал бы все, чтобы долги не отдавать. А поскольку денег нет, и не предвидится, то можно сказать, что в данном случае работают и финансовый, и политический факторы, помноженные на природную некомпетентность и вороватость нынешней власти.
Родион Тунинский, исполнительный директор Ассоциации "Центр исследования экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы":
Надо признать, в своём лицемерии Яценюк и его правительство последовательны. Практически год с завидным упорством они придерживаются теории, которую сами выдумали и в которую, кроме них, никто не верит.
Причин столь упорного отказа в признании легитимности кредита несколько. Платить России — значит платить всем остальным. Признавать долг перед Россией — значит создавать снежный ком, который снесёт дышащую на ладан украинскую экономику. Яценюк живёт лишь одним критерием — "если можно не платить — не будем".
Нынешнее правительство работает по принципу маркизы де Помпадур — "после нас хоть потоп".
Международные институты, визированные договора, судебные последствия такого решения даже не вторичны, их просто нет на чаше весов. И России надо это учитывать при оценке рисков. На возврате долга цивилизованным путём можно поставить крест. Язык дипломатии не работает и не сработает. Боюсь прогнозировать, но думаю, и международное право в этом вопросе будет избирательно, и не в пользу России.
России нужно ждать перемен политической системы в Киеве, когда в правительство придут люди, отвечающие за свои слова и тем более поступки.
Вопрос: Говоря о сегодняшней ситуации на Украине, Виктор Янукович объясняет разногласия, возникшие между президентом Порошенко и премьером Яценюком тем, что это совершенно разные люди, имеющие разные цели — и личные и общественные: "Порошенко пришел уже богатым, а Яценюк только хочет им быть. Поэтому у них конфликт интересов огромный". Согласны ли вы с этим? Как вы оцениваете деятельность кабинета министров и его главы за год после начала реформ (с 11 декабря 2014 года, когда Верховная рада утвердила программу правительства Яценюка)?
Валентин Землянский:
Конфликт между Порошенко и Яценюком был неизбежен по нескольким причинам. Как верно говорит бывший президент Украины Виктор Янукович, прежде всего они являются представителями разных финансово-промышленных групп, как внутри Украины, так и вне ее.
Соответственно, все лоббистские усилия первых лиц государства имеют разнонаправленный характер и ведут к усугублению ситуации в экономике. При этом я бы не разделял ответственность правительства и президента, поскольку они в равной степени несут ответственность за происходящее в экономике.
Под лозунгами реформ и деолигархизации были проведены абсолютно убийственные для экономики Украины решения, которые буду иметь долгосрочные негативные последствия. Прежде всего, речь идет о потере рынков стран СНГ, и, главным образом, — российского рынка, который являлся основным для украинских промышленных предприятий высокого уровня передела конечной продукции. Вступление в силу Договора об Ассоциации с ЕС только усугубит эту ситуацию.
О правительстве. Реформ нет, зато есть неподъемные тарифы для населения, которые абсолютно не соответствуют доходам украинцев и ведут к дальнейшему обнищанию 2/3 населения.
Ни один из макропоказателей не свидетельствует о том, что экономика Украины достигла дна, и можно ожидать роста, поскольку просто-напросто отсутствуют институциональные изменения, необходимые для возрождения экономики, а старый уклад практически разрушен.
Кость Бондаренко:
С оценкой Януковича о том, что Яценюк и Порошенко — разные люди, можно согласиться.
Порошенко — выходец из бизнес-среды, создавший крупнейшую промышленно-финансовую группу Украины и демонстрирующий бизнес-подходы в управлении страной.
Яценюк — ярко выраженный популист с мышлением карьериста, человек, коллекционирующий должности, ни на одной из которых (и.о. главы Национального банка, министр экономики Крыма, министр экономики Украины, министр иностранных дел, спикер парламента, премьер-министр), он не оставил заметных следов, а на многих из них вообще работал по несколько месяцев.
Яценюку не хватает опыта и понимания управления крупными корпорациями — будь то компания или государство. Именно поэтому отсутствие опыта он пытается компенсировать откровенно популистскими действиями и заявлениями.
Подсознательно Яценюк все это понимает и боится не столько Порошенко (с которым в последнее время худо-бедно удалось найти взаимопонимание), сколько другого яркого популиста — Саакашвили. Именно между Саакашвили и Яценюком в последнее время ведется наиболее жесткая борьба.
Что же касается правительства — как говорится, не стоит стрелять в пианистов. Они играют, как умеют. К слову, играют они прескверно, но их главная цель — не результат, а имитация игры.
Владимир Корнилов:
Да дело тут не в разногласиях между Порошенко и Яценюком. Пришли к власти временщики, которые прекрасно знают, кто они такие. Поэтому их цель — украсть как можно больше, пока есть такая возможность. Но на дворе кризис, война, спровоцированная ими же, безденежье, разруха. Соответственно, "пряников не хватает на всех".
Отсюда — грызня, которая велась бы между любым президентом и премьером, какие бы фамилии ни значились напротив этих должностей. К тому же период "во всем виноват Янукович" закончился, период "во всем виноват Путин" уже приелся обывателю, теперь надо срочно искать нового козла отпущения. Яценюк — самая удачная кандидатура для этого, с точки зрения Порошенко и его свиты.
Родион Тунинский:
Яценюк и Порошенко все-таки игроки одной команды. И цель у них одна — максимальное обогащение за счёт внешних и внутренних ресурсов страны.
Думаю, между ними существует пакт о ненападении, в котором прописаны допустимые риски, где поделены сферы обогащения и даже прописаны суммы. Публичная порка и критика в СМИ — для населения, международных кредитных институтов, стандартная технология предвыборных кампаний.
Как можно оценивать работу кабинета министров в стране, где культивируется образ врага-соседа, где не выполняются финансовые обязательства перед кредиторами, где ежедневно гибнут граждане твоей страны?