БРЮССЕЛЬ, 14 дек — РИА Новости, Александр Шишло. Еврокомиссия во вторник, 15 декабря, обнародует итоговый, шестой доклад по оценке прогресса Киева в выполнении плана действий по либерализации визового режима Евросоюза с Украиной.
В том, что вердикт высшего органа исполнительной власти ЕС будет положительным, сомнений практически нет. Однако официальные лица ЕС конкретные сроки отмены виз для граждан Украины называть не спешат: решение ЕК – это этап запуска подготовительных процедур для перехода на безвизовый режим.
"Я почти уверен, что у нас будет очень положительный доклад в середине декабря, но окончательный результат я не могу и не хочу предугадывать", — заявил еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан.
Уже на следующий день после обнародования решения Еврокомиссии в Брюссель прибудет президент Украины Петр Порошенко, от визита которого ожидают, в частности, конкретизации перспективы отмены Евросоюзом виз для краткосрочных поездок украинцев в страны сообщества.
Глава МИД Украины Павел Климкин ранее выразил уверенность, что Киев может получить безвизовый режим с ЕС в конце лета или начале осени 2016 года.
Между тем, Верховной радой Украины приняты еще не все законы, необходимые для отмены виз со стороны ЕС. К тому же, часть из законов прошла с поправками, и теперь требуется экспертиза Еврокомиссии.
Украина "сделала много чего за последние несколько месяцев, большинство требований уже выполнено, однако, это долгая дистанция", предупредил еврокомиссар Хан в ходе своего последнего визита в ноябре в Киев.
Для того, чтобы безвизовый режим стал практической реальностью, европейцы требуют от Киева усилить борьбу с коррупцией, провести реформы на границе и привести документы, удостоверяющие личность, к европейскому образцу в виде биометрических ID-карт.
В ЕС в целом и, особенно, в восточноевропейских странах сообщества с перспективой отмены въездных виз для граждан Украины связаны опасения массового притока беженцев с востока страны, что может лишь до предела обострить переживаемый ЕС миграционный кризис. Не исключена также контрабанда оружия из зоны конфликта.
"Несомненно, среди некоторых граждан в некоторых странах-членах (Евросоюза – ред.) могут быть опасения по поводу сотен тысяч украинцев, которые бегут от бедности в Европу, в то время как Европа уже испытывает последствия кризиса с беженцами из Сирии", — говорит старший политический аналитик Центра европейской политики Аманда Пол.
С тем, что ситуация с мигрантами в Европе может помешать Украине в короткие сроки, как рассчитывает ее правительство, организовать для своих граждан безвизовый режим с ЕС, согласен научный сотрудник Центра российских и восточноевропейских исследований (REES) из университета города Грац, доктор юридических наук Бенедикт Харцль.
"По-прежнему остается более чем сомнительным, что, в конце концов, эта долгожданная либерализация визового режима для украинских граждан станет возможной и когда она может вступить в силу", — сказал Харцль.
Тем не менее, замораживание процесса введения безвизового режима с Украиной для Евросоюза невозможно по политическим причинам.
Со стороны ЕС решение об ускорении длившихся на протяжении долгих лет переговоров было вызвано необходимостью продемонстрировать поддержку Киеву, подчеркнуть специфичность отношений с Украиной в противовес России. "Евросоюз, очень вероятно, будет искать возможности выиграть время, оставив, без сомнения, украинцев с их иллюзиями, но не принимая никакого положительного решения", — считает французский эксперт по геополитике, директор по исследованиям Высшей школы социальных наук (EHESS) и глава Центра исследований индустриализации (CEMI) Жак Сапир.
Торможение процесса визовой либерализации в глазах европейского общественного мнения "сейчас будет выглядеть так, как будто мы предаем этот курс — проевропейский и антироссийский поворот, которого придерживается Украина со времен Майдана", — говорит, в свою очередь, профессор по международным отношениям Европейского университета Мадрида и эксперт "Фонда Альтернативы" Хавьер Моралес.
Вопрос второго плана
Миграционный кризис, переживаемый Европой, отодвинул украинский вопрос о безвизовом режиме с Евросоюзом на второй план, поэтому не стоит ожидать принятия решения по нему в среднесрочной перспективе, утверждает президент итальянской Высшей школы геополитики и прикладных наук Тиберио Грациани.
"Если следовать принципу разумных приоритетов, продиктованных борьбой с терроризмом, то трудно представить, что в ближайшем будущем ЕС предоставит украинцам безвизовый въезд", — говорит он.
По его словам, сложно также предположить, когда в принципе могут быть открыты границы Евросоюза для Украины; вдобавок это может вызвать новые разногласия между ЕС и Россией.
Профессор по международным отношениям Европейского университета Мадрида и эксперт "Фонда Альтернативы" Хавьер Моралес скептически относится к обещаниям украинских властей, что визы в Европу могут отменить уже в 2016 году.
"Сейчас очень многие (украинцы – ред.) разочарованы, поскольку видят: с коррупцией не справились, да и уровень жизни не повысился. Поэтому логично, что украинское правительство раздает новые обещания гражданам, чтобы они не чувствовали, что их предали", — полагает политолог.
По его мнению, итог визовых переговоров с ЕС не ясен. "Давать призрачные надежды лишь приведет к еще большему разочарованию. Надо честно признаться гражданам, что страна находится в тяжелом кризисе, и что сближение с ЕС будет медленным, поскольку Евросоюз хочет иметь более стабильную ситуацию на Украине, прежде чем он откроет границы и начнет любое другое сближение с Украиной", — говорит Моралес.
У него нет сомнений, что Европа в обозримом будущем не примет Украину в качестве кандидата на вступление в ЕС, и переговоры о возможном открытии границы — "компенсация за закрытие дверей на вступление в ЕС на правах полноправного члена".
Границу могут приоткрыть, но не открыть
Моралес считает, что даже если Евросоюз пойдет на некие послабления в визовом режиме для Украины, полноценного открытия границы не будет. "Вряд ли ЕС согласится со свободным перемещением граждан Украины или, по крайней мере, согласится без каких-либо ограничений. Если открытие границ будет, то выдвинут условия, накладывающие ограничения на полную свободу передвижения, жительства и, разумеется, работы в ЕС", — прогнозирует политолог.
Он напомнил, что уже сейчас на территории стран-членов ЕС находится большое количество мигрантов и беженцев с Украины.
Qui prodest?
Видимых выгод от введения безвизового режима нет ни для Евросоюза, ни для Украины, утверждает Моралес. "Если и есть какие-то выгоды, то только для украинских граждан, которые хотели бы иммигрировать в ЕС, спасаясь от войны и очень тяжелого экономического кризиса", — говорит испанский политолог. Украинские же власти, с его слов, больше заинтересованы в том, чтобы "эти люди, особенно молодое поколение, остались на Украине и внесли бы вклад в стабильное развитие страны".
В свою очередь выгода от притока мигрантов с Украины далеко не очевидна и для ЕС. "Европа вкладывает в развитие Украины, оказывая как экономическую помощь, так и политическую поддержку. В частности, был подписан договор, который устанавливает зону свободной торговли. ЕС не чувствует себя в долгу перед Украиной, поскольку предоставлял ей максимальную помощь на протяжении всего этого времени — с начала нынешнего кризиса", — напомнил Моралес.
Ревность Анкары
Предоставление гражданам Украины безвизового режима со стороны Евросоюза вызовет резкую реакцию Анкары, предупредил турецкий политолог Айдын Сезер.
"Если право на безвизовый въезд в ЕС Украине будет предоставлено, то Турция, которая много лет не может добиться от Евросоюза безвизового режима, продемонстрирует очень резкую реакцию. Мы находимся с ЕС в таможенном союзе, но при этом наши бизнесмены вынуждены получать визы для осуществления своей деятельности в Европе. Поэтому подобное решение по отношению к Украине Турция сочтет большой несправедливостью", — сказал эксперт.
"Евросоюз сейчас старается решить проблему незаконной миграции и нелегального рынка труда. Учитывая сложную экономическую ситуацию на Украине, число ее граждан, желающих попасть в Европу с целью найти там работу, будет все больше. Это усугубит давление на рынок труда в Европе. Кроме того, есть и другие риски, связанные с проституцией и криминалом", — добавил он.
Процедура либерализации
Диалог между ЕС и Украиной о либерализации визового режима был запущен в 2008 году, а в ноябре 2010 года ЕС предложил Украине план действий по визовой либерализации. С тех пор Еврокомиссия обнародовала пять докладов о прогрессе Киева на пути к отмене виз, не считая заключительного.
Если Еврокомиссия решит, что Украина выполнила все требования плана по переходу к безвизовому режиму, она предложит внести страну в список государств, граждане которых могут въезжать в Евросоюз без виз на срок до трех месяцев.
Затем данное предложение поступит на рассмотрение Европарламента, где оно будет вынесено на голосование профильного комитета и пленарной сессии. После одобрения Европарламентом настанет очередь Совета (министров) ЕС.
Если Совет ЕС согласится внести Украину в список стран, в отношении которых действует безвизовый режим, предстоит внести изменения в соответствующий регламент Евросоюза. После одобрения Европарламентом и Советом ЕС регламент будет опубликован в Официальном журнале ЕС. Спустя примерно 20 дней после этого граждане страны смогут ездить в ЕС без виз.
В случае с Молдавией, которая ранее прошла аналогичную процедуру визовой либерализации, с публикации доклада Еврокомиссии (15 ноября 2013 года) до вступления безвизового режима в силу (28 апреля 2014 года) прошло полгода. При этом Евросоюз изначально поставил условием безвизового въезда наличие у граждан биометрических паспортов.
В ЕС все украинцы ездить все равно не смогут
Даже после отмены визового режима миллионы украинцев не смогут попасть в ЕС, речь не идет также об их свободном доступе на рабочий рынок Европы, предупреждает руководитель Центра изучения Центральной и Восточной Европы немецкого фонда имени Роберта Боша, член Германского общества внешней политики Штефан Майстер.
"Пребывание на территории Евросоюза будет ограничено определенным временем и не с целью работы. Не думаю, что миллионы украинцев через пять лет, или сколько там времени займет процесс согласования, смогут попасть в ЕС. В этой сфере будет продолжать соблюдаться контроль и ограничения", — убежден эксперт.
По его словам, открытым остается вопрос, "будет ли Украина в состоянии соответственно реагировать на попытки криминала, мафиозных структур пересечь границы ЕС" в случае либерализации визового режима.
Груз конфликта на востоке
На решение Евросоюза, убежден Майстер, опосредованно влияет ситуация в Донбассе, так как "она связана с вопросом, в какой степени Украина может контролировать собственные границы в самом Донбассе, а также с Россией".
"Если Украина не сможет контролировать границы, не сможет подтвердить это, то у нее возникнут проблемы относительно визовой либерализации", — сказал он.
В настоящее время Брюссель не настаивает на улучшении отношений между Украиной и Россией "как на обязательном критерии" для либерализации визового режима. "Это не решающий фактор в сегодняшних дебатах, но в отношении обеспечения безопасности границ, контроля над границей, конечно, это играет роль", — указал Мейстер.
Диалог между ЕС и Украиной по либерализации визового режима был запущен в 2008 году, а в ноябре 2010 года ЕС предложил Украине план действий по визовой либерализации. С тех пор Еврокомиссия обнародовала пять докладов о прогрессе Киева на пути к отмене виз, не считая итогового.
Рада 12 ноября 2015 года приняла пакет законов, необходимых для введения безвизового режима с ЕС. Депутаты с нескольких попыток приняли поправку в Трудовой кодекс, которая делает невозможной дискриминацию по расовому, религиозному и половому признакам или сексуальной ориентации, что является одним из условий ЕС. Четыре из принятых законов касаются борьбы с коррупцией в стране. Еще одним законом было создано Национальное агентство по поиску и управлению активами, полученными в результате коррупционных преступлений, а заключительным внесены поправки в Трудовой кодекс Украины.