МОСКВА/БРЮССЕЛЬ, 5 фев — РИА Новости. Еврокомиссия пока не определилась, должен ли морской участок газопровода "Северный поток-2" соответствовать законодательным нормам ЕС.
Так, для оценки ситуации генеральному директорату Европейской комиссии по энергетике пришлось привлекать юристов. В пятницу, 5 февраля, агентство Блумберг со ссылкой на экспертное заключение этого директората сообщило, что "Северный поток-2" рискует нарушить законодательство ЕС.
"Юристы директората дают понять, что в нынешнем виде проект не соответствует законодательству о либерализации энергорынка. К подводной части газопровода "Северный поток-2", который должен пройти через Балтийское море по акваториям Финляндии, Швеции, Дании и Германии, должны применяться законы ЕС, следует из экспертного заключения генерального директората Европейской комиссии по энергетике. Это противоречит позиции "Газпрома", который утверждал, что нуждается в разрешении на строительство лишь со стороны этих государств, а не ЕС в целом", — пишет агентство.
"Проект, который "Газпром" реализует в сотрудничестве с западноевропейскими компаниями, в частности, с немецкой E.On AG и французской Engie, должен соответствовать положениям третьего энергопакета ЕС также на сухопутном участке в Германии. Хотя Евросоюз мог бы действовать более гибко и ввести специальный режим регулирования для "Северного потока-2", что сократило бы число необходимых проектных изменений, такой сценарий непрост для воплощения и практически не имеет прецедентов в судебной практике", — цитирует Блумберг заключение юристов.
Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубов газа в год от побережья РФ через Балтийское море до Германии.
Тесный контакт
Между тем, накануне источник, близкий к руководству ЕК, сообщил РИА Новости, что Еврокомиссия находится в контакте с немецкими властями для получения более полной информации о проекте "Северный поток-2". На основе этой информации комиссия планирует сделать вывод о том, до какой степени законодательство ЕС применимо к этому газопроводу.
"Еврокомиссия находится в контакте с Германским энергетическим регулятором, чтобы больше узнать о деталях этого проекта. На этой основе Еврокомиссия сделает свои выводы о степени, до которой законодательство ЕС применяется к проекту "Северный поток-2", а также о следующих шагах, которые должны быть приняты ЕК", — сообщил источник агентства.
В пятницу же, 5 февраля еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете заявил, что Еврокомиссия оценивает морскую часть проекта на соответствие законодательным нормам, но процесс находится на начальной стадии и для принятия окончательного решения пока недостаточно данных.
Законодательство с особенностями
Реализацией "Северного потока-2" займется специально созданная компания Nord Stream-2 AG, зарегистрированная в Швейцарии в середине 2015 года. Из открытых источников известно, что акционеры компании — "Газпром" (Россия), E.ON Global Commodities SE (Германия), Engi SA (Франция), OMV Nord Stream II Holding AG (Швейцария), Shell BV (Нидерланды) и Wintershall Nederland BV (Нидерланды) — в декабре 2015 года подавали в антимонопольные регуляторы Германии и Польши запросы на согласие на создание совместного предприятия.
Акционеры в своих заявках указывали на то, что создание новой структуры — Nord Stream-2 AG — не приведет к значительному снижению конкуренции на рынке газа Европы. Германский регулятор Bundeskartellamt выдал разрешение уже через несколько дней, а вот польский UOKiK рассматривал заявку месяц и на этой неделе принял решение продлить рассмотрение еще на четыре месяца. UOKiK обосновал свое решение необходимостью проведения "более глубокого анализа сделки".
Маршрут газопровода "Северный поток-2" не затрагивает Польшу, но подача заявки в UOKiK обусловлена спецификой польского законодательства о конкуренции. Дело в том, что по новому закону Польши необходимо подать уведомление о сделке в антимонопольный орган, если речь идет о предприятиях, общий оборот которых в мире свыше 1 миллиарда евро или свыше 50 миллионов евро в Польше.
Но пока речь идет о лишь о разрешениях на создание СП, тогда как акционерам Nord Stream-2 AG придется еще получать одобрение самого проекта строительства. Акционеры проекта, как и Nord Stream-2, отказались ответить на запросы РИА Новости, в ведомства каких стран Европы еще предстоит подать заявления.
Замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач так прокомментировал решение польского регулятора продлить рассмотрение заявки: "Польша по своему же закону должна была либо согласовать создание Nord Stream-2 в течение одного месяца, либо под предлогом более глубокого изучения взять дополнительное время (4 месяца) на изучение вопроса. После должно быть решение".
"Очевидно, что создание в Швейцарии компании по строительству газопровода никак не ограничивает конкуренцию на рынке газа Польши (а само строительство даже увеличивает, создавая дополнительные возможности для перетока газа со стороны Германии). То есть найти легальные основания для отказа практически нереально. Если они откажут необоснованно, то получат судебный иск от Nord Stream-2 и его акционеров. Если одобрят, им будет гораздо сложнее оспаривать само строительство в юридическом поле", — считает Гривач.
Таким образом, Гривач не исключил, что Польша в дальнейшем будет оспаривать само строительство газопровода. А подачу заявки акционерами проекта в антимонопольный орган Польши эксперт объяснил так: "Возможно, для того, чтобы сразу перевести разговор с Польшей из политической плоскости в юридическую, где у Варшавы шансов нет, что показали суды по первому "Северному потоку". Польша занимается искусственной политизацией проекта из-за склонности к ведению антироссийской политики. Возможно, еще и надеются что-то выторговать у Германии и России".
Действительно, судебный прецендент с Польшей по "Северному потоку" уже был. Так, в декабре 2015 года суд немецкого города Гамбург отклонил иск Польши по перестройке отрезка газопровода Nord Stream, который блокирует развитие польских портов в Щецине и Свиноусти. Польша через суд пыталась добиться перестройки отрезка газопровода таким образом, чтобы с морского пути в польские порты могли плавать суда с более глубокой осадкой.