Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Десять европейских правительств обратились с письмом в Еврокомиссию с заявлением о том, что планы по продолжению строительства трубопровода для поставок природного газа из России в Германию противоречат интересам ЕС и увеличивают опасность дальнейшей дестабилизации ситуации на Украине.
Послание в Брюссель датировано еще 7 марта, и первоначально под ним стояли подписи восьми глав правительств — Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Румынии и Чехии. Последняя еще в конце прошлого года заявляла, что не будет выступать против расширения "Северного потока". Позже стало известно, что к авторам письма присоединились руководители еще двух стран, одна из которых — Румыния. Десятый подписант пока не назван, не исключено, что им может оказаться Болгария.
"Да, такое письмо существует. Я не знаю всех деталей этого документа. Знаю, что эта тема (проект "Северный поток-2") не соответствует европейской стратегии энергетического развития. Письмо было адресовано Европейской комиссии в Брюссель со стороны правительств 10 стран", — сказал он.
В Еврокомиссии получение "письма десяти" пока не подтвердили.
Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Предполагается, что "Газпрому" в проекте будет принадлежать половина, а пяти западным компаниям — BASF, E.ON, Engie, OMV и Shell — по 10%.
Удивления не вызывает
Новый трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком-1". Против проекта активно выступает Украина, поскольку в случае его реализации значительно ослабнет ее роль как транзитера российского газа в Европу. Киев поддерживают государства Восточной Европы. Наиболее заинтересована в реализации проекта Германия. Кстати, две из пяти компаний-участниц "Северного потока-2" (BASF и E.ON) являются немецкими. Франция и Великобритания также поддерживают проект, и их национальные компании (французская Engie и нидерландско-британская Shell) также намерены участвовать в нем.
"Разговоры о смене энергетической политики в свое время в значительной степени свели на нет все попытки наладить энергетический диалог между Россией и Евросоюзом. Причем ключевой была именно позиция ЕС, по инициативе которого в Европе начали менять все принципы и подходы к энергетической политике. Именно тогда и возникло размежевание между европейскими государствами, потому что многих существовавший к тому моменту статус-кво вполне устраивал. Устраивал он и Россию", — говорит Лукьянов.
"Новый подход", напоминает эксперт, означал переход от долгосрочных двухсторонних контрактов на поставки энергоресурсов по стабильным ценам к созданию единого рынка, конкурентной среды с максимальной диверсификацией поставщиков, где торговля энергоресурсами осуществляется на основе коротких спот-сделок.
Призывы к смене европейской энергополитики возымели действие после 2009 года, когда разгорелся наиболее драматичный "газовый спор" между Россией и Украиной и над Европой впервые нависла реальная угроза остаться без российского газа.
"Политика Еврокомиссии проводится под лозунгом либерализации рынка, но на самом деле она — все более жесткое его регулирование. Введение все новых и новых правил ослабляет рыночные механизмы, создавая совершенно иную, не вполне рыночную среду", — считает Федор Лукьянов.
Демарш против "Северного потока-2" удивления не вызывает. То, что он произойдет, было вполне очевидно, утверждает заведующий отделом евразийской интеграции и расширения ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев.
"При том уровне пропаганды, которая ведется против России, когда нашу страну пытаются выставить в роли агрессора, когда США планируют выделить средства на развертывание своего военного присутствия в странах Балтии, когда в Европе создаются склады тяжелых вооружений, когда в своих территориальных водах европейские страны начинают искать российские подводные лодки — в этих условиях было бы трудно ожидать иного подхода", — говорит эксперт.
Эту политику нельзя считать целиком "импортной", навязанной Европе, во многом она базируется на переоценке рядом европейских стран собственного потенциала и далеко не всегда подкреплена ресурсами, а потому может иметь отрицательные последствия прежде всего для самих авторов этого демарша, добавляет Евсеев.
По словам Федора Лукьянова, ситуация выглядит во многом парадоксальной. То, что федеральное правительство Германии поддерживает проект расширения "Северного потока", говорит о том, что в Берлине вполне отдают себе отчет: ситуация на Украине может развиваться непредсказуемо, и отсутствие альтернативных транспортных маршрутов в какой-то момент может больно ударить по европейским потребителям газа и нефти.
Восточноевропейские правительства, апеллируя к тому, что "Северный поток" может подстегнуть эскалацию украинского кризиса, действуют как раз вопреки интересам европейской безопасности.
"Данная ситуация — классический пример того, как политические интересы вступают в противоречие с экономическими. Впрочем, политика в газовой сфере присутствует всегда", — так охарактеризовал происходящее профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
В то же время, считает он, восточноевропейскими странами движут не только политические интересы, но и экономические опасения — многие из них зависят от поставок российского газа гораздо больше своих западных соседей, а создание альтернативного маршрута усиливает независимость России как поставщика.
Чья возьмет
Чья же позиция может возобладать и какие последствия в том и другом случаях ожидают Европу и Россию?
Если исходить из привычной логики вещей, то верх должна одержать позиция Германии, традиционно имеющей наибольший вес в Евросоюзе. Однако сегодня привычные критерии уже не действуют, считает Федор Лукьянов.
"После того, как ЕС при активном участии Германии благополучно "похоронил" "Южный поток", решительно настаивать на расширении "Северного потока" будет довольно сложно. Слишком очевидной станет политика двойных стандартов — получится: то, что не дозволено странам Южной и Восточной Европы, дозволено большим и сильным государствам Западной и Центральной Европы. С морально-политической стороны это будет слишком уязвимая позиция", — говорит аналитик.
Тем не менее, Германия упорно стремится к укреплению своей энергетической независимости. И если Берлин будет проявлять повышенный интерес к проекту и сочтет его реализацию жизненно важной, то шансы на "продавливание" "Северного потока-2" в Еврокомиссии у Германии достаточно велики, полагает Федор Лукьянов.
Разрыв российско-европейских проектов не сулит ничего хорошего прежде всего самой Европе. К сожалению, несмотря на то, что проблема Украины постепенно отходит на задний план, конфронтация Европы с Россией еще долго будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, прогнозирует Владимир Евсеев.
"Сегодня очевидно: тот уровень российско-европейских отношений, который был до Майдана, пока восстановлен быть не может. Вряд ли удастся быстро восстановить прежний объем товарооборота. А главное — уровень доверия. Мы оказались в ситуации очень долгой конфронтации. И России остается только воспринять это как данность и продолжать политику разворота на Восток", — считает Владимир Евсеев.
При этом, полагает он, реализация политики Транстихоокеанского партнерства приведет к экспансии в Европу американских товаров и затормозит развитие европейской экономики. В отличие от России, Европе некуда разворачиваться, убежден эксперт.