Рейтинг@Mail.ru
Либералы и власть - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Либералы и власть

Читать ria.ru в
Дзен
Цели либеральной идеологии и политики остаются непонятыми обществом, считает член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Павел Родькин.

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Полемика вокруг либерализма и либералов активно ведется в российском обществе на самых разных уровнях. Эти дискуссии не проясняют сути проблемы, на уровне массового сознания либерализм фактически превратился в неопределенный идеологический объект, сущность которого выражается известным оскорбительным мемом, что вносит в эту неопределенность особый местный колорит.

Чтобы понять, куда призывают вести общество либералы, необходимо разобраться, что такое либерализм и кто является его конечным бенефициаром. Тем более что либеральная капиталистическая экономика — повседневная реальность, в которой живет российское общество вне зависимости и часто вопреки политической риторике и результатам зрительских голосований на телевизионных ток-шоу.

Сумерки массового сознания

Либерализм исторически находится в каноническом ряду трех крупнейших идеологий современности: консерватизма (идеологии традиционных социальных элит), либерализма (идеологии частного капитала) и социализма (идеологии работников наемного труда). Проблема заключается в том, что реалистически определить либерализм на уровне современного массового сознания не так уж и просто.

Либерализм сегодня превращен в идеологический и политический бренд, который, как и всякий массовый бренд, давно не соответствует своему материальному продукту и реальной стоимости. Естественно, в логике брендинга, либерализм наделяется исключительными положительными внешними характеристиками: риторически, либерализм действительно намного привлекательнее всех других идеологий.

Либерализм в массовом восприятии — идеология абсолютного исторического освобождения личности и общества в целом от государства. Этот намеренно идеализированный, оторванный от реальной политэкономической структуры общества, но чрезвычайно яркий и привлекательный образ полностью удовлетворяет базовую потребность человека в свободе.

Государство — общество — человек

Либерализм — социально-экономическая система, построенная и легитимированная на основании цельной парадигмы онтологии власти определенного типа. Вообще, все три идеологии (консерватизм, либерализм, социализм) прежде всего следует рассматривать в рамках перераспределения власти и собственности в структуре общества.

Либерализм перераспределяет власть в пользу частного капитала, что исторически связано с революционными процессами XVIII века. Идеологически либерализм обосновывает и оформляет претензии на власть, революционность этих претензий заключается в фундаментальном нарушении и сознательном разрушении единства платоновской триады: государство — общество — человек.

Эмансипированные и автономные личности, согласно либеральной доктрине устроения общества, создают плюрализм, структурно воспроизводимый в форме либеральной демократии. Интересно, что практически все авторы литературных антиутопий ХХ века (особенно в "Гимне" Айн Рэнд) исходят из той же предпосылки, что управлять коллективизированным обществом гораздо легче и эффективнее, чем атомизированным.

Под человеком в либеральной идеологии понимается исключительно собственник, что является шагом вперед по сравнению с примитивным национализмом и расизмом. Однако в массовом сознании либерализм становится синонимом "прав человека", под которым понимается каждый человек, что открывает колоссальные возможности для манипуляций.

Старый капитализм не смог полностью устранить государство (чудовище-левиафан Томаса Гоббса), сумев, правда, полностью его дискредитировать. Отвергая государственное насилие как нечто противоестественное и порочное, современное общество безоговорочно принимает корпоративное насилие как новый позитивный субъект подчинения.

От либерализма к неолиберализму

Идеологический либерализм в форме либеральной экономики и либеральной демократии фактически описывается в значениях "конца истории" Фрэнсиса Фукуямы. Это окончательная и всепобеждающая доктрина торжества либеральной миросистемы, впрочем, всегда заявлявшей о своей универсальности.

Однако либерализм претерпел внутреннюю эволюцию, трансформируясь в неолиберализм. За солидным фасадом исторического либерализма XVIII-XIX веков происходит новый этап перераспределения власти и ее отчуждения не только у государства, но и у всего общества в их традиционном понимании.

Неолиберализм устанавливает новый тип отношений, когда частный капитал занимает надобщественную и надгосударственную позицию нового субъекта власти. Именно неолиберализм соответствует новой структуре современности, которая научно раскрыта в оригинальной социологии Александра Зиновьева в понятиях сверхобщества и сверхвласти.

Существенной новизной неолиберализма является попытка биологического расширения границ власти сверхобщества. Будущее уже объявлено постчеловеческим (что делает тот же Фукуяма в работе "Наше постчеловеческое будущее"), но и этот исторический приговор обществу сдобрен "прогрессорской" риторикой.

Кому выгодно?

Сегодня социальное проектирование и проработка замены и устранения государства (в геополитическом аспекте — национального государства) ведет само так называемое гражданское общество. Оно считает себя властью.

Идеи господствующего класса навязываются массовому сознанию через систему аберраций и социального незнания, позволяющих реальному субъекту власти объявить себя несуществующим. Такова безотказная технология, которая позволяет неолиберальному сверхобществу распространять свою власть в планетарном масштабе.

В этой системе власти большинству нет исторического места. Это необходимо ясно осознавать обществу, требующему и приближающему скорейший демонтаж государства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала