Главная героиня фильма нового фильма Алексея Учителя "Матильда" — русская балерина польского происхождения Матильда Кшесинская, прославившаяся хореографическими талантами и романами с членами российской императорской семьи, включая будущего императора Николая II. Этот эпизод и стал главной сюжетной линией картины — одного из самых дорогих и масштабных проектов российской киноиндустрии с международным актёрским составом и обилием сложных костюмов и декораций.
В 2017 году выйдет полнометражный фильм и четырёхсерийная телеверсия "Матильды". Премьера телеверсии прошла недавно на телерынке в Каннах. Режиссёр и продюсер фильма Алексей Учитель ("Прогулка", "Рок", "Дневник его жены", "Космос как предчувствие") параллельно с работой над проектом, успевает руководить собственной киностудией "Рок", вести курс во ВГИКе и возглавляет самый большой и знаковый для Санкт-Петербурга фестиваль "Послание к человеку".
В перерывах между актерскими пробами на озвучание "Матильды" в студии в Москве Алексей Учитель пообщался с Павлом Гайковым.
— В "Матильде" много необычного, но, наверное, самое неожиданное — то, что Николая Второго играет немецкий актер Ларс Айдингер. Как так получилось?
— С самого начала предполагалось, что проект будет международным, и что немецких героев сыграют европейские исполнители. Ларс — гениальный актёр, я видел его в постановках театра "Шаубюне" в Москве и в Берлине. Последняя премьера "Ричарда III" с его участием прошла с триумфом во многих странах, в театральных кругах он знаменитость.
На роль Николая я изначально предполагал российского актера. Но однажды, когда Ларс приехал в Петербург на пробы, наш художник по костюмам приложила ему бороду. У Ларса и без бороды парадоксально русское лицо, а с ней я увидел, что он очень похож на императора.
Кстати, многие, кто смотрел наш материал, говорят, что он — вылитый Олег Иванович Янковский.
— Вы специально ездили в Берлин, чтобы посмотреть на сцене заинтересовавшего вас актёра?
— Да и это стоило того. Заодно так получилось, что знаменитый художественный руководитель "Шаубюне" Томас Остермайер дебютировал в "Матильде" как киноактёр в небольшой роли. Все артисты театра теперь просят показать им результат: одно дело — получать рекомендации режиссера по игре, и совсем другое — наблюдать за его игрой.
— Понятно, что Ларс большой профессиональный актер, но это очень специфическая роль. Как вы его погружали в неё?
— Я его спрашивал еще до того, как утвердить на роль: ну хорошо, допустим, я тебе предлагаю на выбор роль Николая или другую, на которую тебя пробую — ты бы что выбрал? И он сказал: Николая, потому что он для меня безумно интересен как человек. Конечно, Ларс очень много прочитал, посмотрел хронику, и он удивительно точно почувствовал своего героя, с его невероятным интеллектом и мягкостью.
Для меня вообще Николай II — личность, которая, как мне кажется, у нас недооценена. Его воспринимают как человека, развалившего государство, а я считаю, что он вывел Россию на небывалый уровень во всем: и в экономике, и во многих других областях. Он поднял страну, и с триумфом выигрывал Первую мировую войну.
Но, наверное, он очень многого не предусмотрел, человеческий фактор непредсказуем, его начали предавать близкие люди. История отношений с Матильдой Кшесинской стала для него переломным моментом. Долг и любовь боролись в Николае со страшной силой, и если бы не смерть отца… История могла бы пойти совсем по другому пути. В этом эпизоде истории много интригующего, мистического, детективного — это триллер.
— Имя исполнительницы главной роли вы раскрыли только недавно на презентации на телерынке в Каннах. Специально создали такую интригу?
— Нет, так совпало, и очень удачно. Вообще-то мы не думали представлять фильм так рано. Мы послали его на конкурс, особо не рассчитывая, что попадем в дюжину финалистов. А когда попали, отступать было уже поздно. Польская актриса Михалина Ольшанска представила 20-минутную нарезку фильма, реакция была очень мощная, я рад.
Михалина произвела фурор в Каннах, о ней до сих пор пишет иностранная пресса. У нас уже есть предложения от заинтересованных сторон. Но главное, что на наш фильм обратили внимание профессиональные отборщики, это хороший сигнал.
— Как Михалина попала в сферу вашего внимания?
— Мы больше года вели кастинг на главную роль. Посмотрели около 300 актрис, включая многих российских — известных и неизвестных. К нам приезжали также исполнительницы из Англии, Германии, Голландии. Но во всех их пробах с Ларсом никогда не было совпадения по характеру, он каждый раз выигрывал это соревнование.
Михалину мне посоветовал знакомый, директор Варшавского фестиваля. Она приехала, когда мы репетировали коронацию в нашей огромной декорации Успенского собора Кремля: большая группа, массовка… И вот мы вывели Ларса и Михалину, и без подготовки сделали пробу.
И я просто увидел, как Ларс, играющий Николая, начал удивленно на меня смотреть. Она его не то что задавила, она была как минимум на равных. Для молодой начинающей актрисы, которая еще училась на тот момент в театральной школе в Варшаве, это было удивительно. Как только мы закончили, я тут же объявил, что мы ее берем, хотя это был риск. Можно было неделю подумать, но я сразу понял, что это — то.
Она отлично влилась в ансамбль, где есть целое созвездие потрясающих актёров, таких как Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш и Данила Козловский. Женя Миронов играет непривычную для себя роль с комедийными оттенками — директора императорских театров. Сергей Гармаш тоже появляется не в привычном амплуа, скажем так, простоватого человека, а в образе императора Александра III, и, на мой взгляд, это одна из лучших его работ.
— Декорация Успенского собора, как я слышал, до сих пор существует, и вы делаете всё, чтобы её сохранить?
— Да, мы ведём переговоры с руководством Санкт-Петербурга, общались с представителями Кронштадта, а также — с ВДНХ в Москве, чтобы где-то её выставлять.
Проблема в том, что эту декорацию нельзя хранить под открытым небом. Мы с трудом нашли помещение в одном из бывших военных заводов. Но там её оставлять точно нет смысла — это режимный объект, нужны будут пропуска для посетителей и т.д.
Зато наши костюмы из фильма пользуются огромным спросом. В "Матильде" 7 тысяч исторических костюмов, производством которых руководила художник Надя Васильева, вдова Алексея Балабанова. Многие из них с золотым шитьём, много уникальных.
Даже "Эрмитаж" попросил у нас коронационные костюмы, чтобы иметь у себя дубликат.
"Ваши костюмы внешне выглядят лучше, чем настоящие", — говорили представители музея, когда приезжали на площадку. Мы уже устраивали выставку костюмов в Павловском дворце, и планируем устроить еще одну осенью в Екатерининском дворце, где проходили съёмки.
— Как я слышал, вы хотите показать свою работу в формате IMAX на самых больших экранах?
— IMAX всего запускает в год около 30 проектов, из них российских не больше одного-двух. Мы ведём переговоры, показали пока немного материала, но обычно решение принимается после того, как фильм показан целиком.
Технически выполнить конвертацию несложно, так как мы снимали фильм на камеры последнего поколения с огромным разрешением. IMAX многое даст фильму, в том числе — дополнительно 20% сборов.
— Для занятий со студентами ВГИКА у вас остается время при таком напряженном графике?
— Конечно. В июне у курса диплом, это второй мой выпуск. Конечно же, все студенты работали на "Матильде" — вахтой по неделе. Три человека работали почти весь съёмочный период.
Вообще, у меня студенты постоянно снимают — раз в полгода по фильму. С первого сентября первого курса начинаем работать над сценарием и над фильмом, а не разбираемся с какими-то там упражнениями и разговорами. У меня есть такая статистика: из 25 человек к пятому курсу доходят 15-17, а из них остаются три-четыре человека, за которыми я хочу следить и которым хочу помогать.
— Что для вас значит такая акция, как Год российского кино? Вы его на себе как-то чувствуете?
— Я думаю, что здорово, что она есть. Сейчас к российскому кино в основном относятся как к чему-то, что не надо смотреть. А мне хотелось бы, чтобы в мозгах у людей это поменялось.
Конечно, у нас есть много ширпотреба, но так во всём мировом кинематографе — и американские, и французские фильмы бывают как хорошие, так и плохие. У нас выходит масса фильмов-событий, и вообще в нашем кино сейчас происходит много интересного.