Под космическим туризмом понимается оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. По мнению специалистов, космический туризм правильнее называть выполнением коммерческой космической программы непрофессиональным участником космического полета, а вместо термина "космический турист" необходимо использовать термин "непрофессиональный участник космического полета".
Организацией полетов туристов в космос с 2001 года занимаются Роскосмос и компания Space Adventures, которая предоставляет маркетинговые услуги. Подготовка космических туристов проводится в Звездном городке под Москвой. Пока единственной целью космического туризма является Международная космическая станция (МКС), ее российский сегмент. Полеты осуществляются на российских космических кораблях "Союз".
Для того, чтобы стать участником космического полета, претенденту приходится пройти строгую медицинскую комиссию в Москве, получить допуск Государственной медицинской комиссии и пройти как минимум полугодовую подготовку к полету в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, где кандидат изучает устройство корабля "Союз", знакомится с невесомостью в гидробассейне и на специально оборудованном самолете участвует в так называемом "выживании" в лесу и морских тренировках на Черном море — на случай нештатного приземления.
Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать "космическими туристами". Несколько кандидатов сошли с дистанции по разным (медицинским и финансовым) причинам.
Первым официальным непрофессиональным участником космического полета стал американский бизнесмен итальянского происхождения Деннис Тито. Он полетел на МКС на борту российского корабля "Союз ТМА-32" 28 апреля 2001 года. В состав экипажа космического корабля также входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин. Полет Тито обошелся в 20 миллионов долларов, он провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз.
Денис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на орбиту на коммерческой основе. Еще в 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил орбитальную станцию "Мир" в качестве космонавта-исследователя. Он вел ежедневную телевизионную радиопередачу с орбиты, а также выполнял научные эксперименты для российских и японских компаний. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System (TBS) — в рекламных целях. Так как стоимость полета была оплачена его работодателем, японского журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом.
Также в США за отправку непрофессионалов в космос на шаттлах (в составе миссии их называли специалистами по полезной нагрузке) платили сторонние организации.
Основными заказчиками полетов выступали всевозможные исследовательские институты. Отобранные ими люди проводили на орбите опыты, а в некоторых случаях и сами становились объектами экспериментов, поэтому назвать их пребывание в космосе отдыхом никак нельзя.
Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на МКС для того чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.
Вторым космическим туристом был бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года (полет завершился 5 мая). Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен (Gregory Olsen) побывал на МКС 1-11 октября 2005 года.
Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари (Anousheh Ansari), побывавшая на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Она стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Шаттлворт, Олсен и Ансари заплатили за полеты около 20 миллионов долларов каждый.
Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони (Charles Simonyi), побывавший на МКС дважды. Первый полет он совершил в составе 15-й экспедиции 7-21 апреля 2007 года. На МКС он выполнял эксперименты по заказу Европейского космического агентства (исследования влияния невесомости на кровь), а также по его собственной научной программе (влияние радиации). За полет Симони заплатил больше своих предшественников — 25 миллионов долларов. Второй раз он летал с 26 марта по 8 апреля 2009 года в составе 16-й экспедиции посещения. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла до 35 миллионов долларов.
Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот (Richard Garriott). Полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года.
За путешествие в космос Гэрриот заплатил около 30 миллионов долларов.
Седьмым космическим туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil (Цирк Солнца) канадец Ги Лалиберте (Guy Laliberté), совершивший полет 30 сентября —11 октября 2009 года. По неофициальной информации, он заплатил за свой полет около 35 миллионов долларов.
После 2009 года из-за прекращения полетов американских шаттлов и увеличения нагрузки на российские корабли по доставке грузов, космонавтов и астронавтов на МКС, Россия вынуждена была свернуть программу космического туризма.
В 2012 году стало известно, что в план по эксплуатации МКС был включен годовой полет космонавта Роскосмоса и астронавта НАСА на 2015 год. Обычно длительность пребывания экспедиций на МКС составляет около шести месяцев. За счет иного графика смены экипажа появилась возможность сэкономить одно место в "Союзе".
Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман (Sarah Brightman). Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, предполагалось, что он продлится десять дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов в российском Звездном городке. Однако в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.
Дублером певицы был определен японский бизнесмен и "большой поклонник космоса" Сатоши Такамацу. Его полет на МКС может состояться в 2017-2018 годах.
Кроме сложности доставки туристов на МКС, у станции есть ряд недостатков в отношении туризма. Она предназначена для проведения серьезных экспериментов, и на ее борту постоянно работают представители 16 стран, поэтому турист не окружен сервисом и его действия весьма ограничены: он не может в любое время подойти к иллюминатору, не имеет права отвлекать профессионалов от их работы и т.д.
В настоящее время силу набирают частные компании, которые готовы предоставить в будущем услуги космического туризма.
Американская компания Bigelow Aerospace создает надувной модуль для МКС, который станет орбитальной гостиницей для космических туристов.
В начале апреля 2016 года экспериментальный надувной модуль был отправлен на МКС, где он в пристыкованном к станции и надутом виде будет оставаться на орбите около двух лет.
В 2016 году было объявлено, что американский концерн United Launch Alliance (ULA) заключил контракт на осуществление запуска на своей ракете Atlas V 552 раздвижного модуля компании Bigelow Aerospace (BA) на низкую околоземную орбиту в 2020 году.
По мнению академика Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова, орбитальный космический туризм некоторое время еще будет оставаться весьма редким явлением, единичными полетами, а суборбитальный туризм, или "прыжки" на границу атмосферы и космоса — такие полеты вскоре будут массовыми.
Суборбитальный полет будет проходить по эллиптической траектории, без выхода на орбиту искусственного спутника Земли и недолго. Во время него туристы смогут увидеть космическое пространство, Луну и Солнце как полноценные космические объекты, округлости Земли и почувствовать невесомость. Среди преимуществ можно выделить также более низкую стоимость билета по сравнению с полетом на МКС и отсутствие больших перегрузок. Корабли будут взлетать и приземляться как обычные самолеты, что дает свободу в выборе площадок, а не ограничивается Байконуром.
Созданием частного пилотируемого суборбитального космического корабля для доставки туристов в космос занимается компания Virgin Galactic. По расчетам, корабль будет выходить в безвоздушное пространство на скорости, в три с половиной раза превышающей скорость звука, пассажиры будут испытывать невесомость в течение всего нескольких минут. Первая модель SpaceShipTwo разбилась на летных испытаниях в октябре 2014 года.
Частная компания XCOR Aerospace разрабатывает космоплан Lynx ("Рысь") — двухместный минишаттл, способный взлетать и садиться горизонтально. Планируется, что полет на космоплане будет длиться 45 минут, из них 30 минут участники путешествия проведут на высоте 106 километров — выше официальной границы космоса.
В России компания "КосмоКурс", работающая в рамках фонда "Сколково", занимается созданием суборбитального ракетно-космического комплекса многоразового использования для туристических полетов в космос.
В отличие от самолетных суборбитальных схем, требующих два-три часа, полет на нем будет занимать только 15 минут, из них в состоянии невесомости турист сможет находиться в течение 5-6 минут.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников