Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
20 мая исполняется 100 лет со дня рождения легендарного Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Во время Великой Отечественной войны немало советских летчиков совершали боевые вылеты без ног или рук, но именно Маресьев стал самым известным отечественным пилотом, преодолевшим свое тяжелое ранение.
Сбит в районе "котла"
Первый свой боевой вылет Алексей Маресьев совершил 23 августа 1941 года, вылетев на штурм переднего края противника. Воевал в рядах 296-го истребительного авиационного полка на Южном фронте до поздней осени 1941 года.
В марте 1942 года Маресьева (в составе 580-го истребительного авиационного полка) направили на Северо-Западный фронт, где шли тяжелые бои в районе города Демянск на Новгородчине. Там советские войска окружили основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии из группы "Север". Немцы рвались из "демянского котла", наши из последних сил удерживали кольцо окружения.
К тому времени на счету летчика было 4 сбитых вражеских самолета, первым из которых стал транспортный "Юнкерс-52". 4 апреля 1942 года Маресьев при сопровождении своих бомбардировщиков наткнулся на группу немецких истребителей. Завязался напряженный бой, в котором один враг был сбит, но и Як-1 Алексея получил серьезные повреждения, а сам он был ранен в ноги. Пришлось приземлиться на вражеской территории, в районе "демянского котла", хотя это не сулило ничего хорошего.
Страшные 18 суток
После этого, преодолевая боль, Маресьев на разбитых ногах вначале пошел, а затем, обессилев, пополз на восток. Восемнадцать суток, по таявшему апрельскому снегу (перепады температуры в этот период составляли от — 5° до + 7°), практически без еды и воды, продолжалось это страшное путешествие, о котором впоследствии летчик не любил вспоминать.
Спасли его мальчишки из деревни Плав Валдайского района — Сережа Малинин и Саша Вихров, которые наткнулись в лесу на потерявшего сознание пилота. В одном из своих последних интервью на вопрос: "Что же помогло тогда выжить и не впасть в отчаяние?" — Маресьев ответил: "Желание выбраться к своим. Желание жить".
А еще — помощь незнакомых и знакомых людей. Через неделю после того, как Маресьев попал к колхозникам, за ним прилетел на По-2 комэск его полка старший лейтенант Андрей Дехтяренко (будущий Герой Советского Союза, через два месяца погибший в бою), который доставил раненого однополчанина из глухого села в Москву, в госпиталь.
На краю смерти
Однако долгий путь сделал свое — летчик, у которого стремительно развивалась гангрена обеих израненных и отмороженных ног, был в столь плохом состоянии, что московские врачи не надеялись на его спасение.
Спас Маресьева профессор Николай Теребинский, известный хирург, который, проходя мимо умирающего лейтенанта, поинтересовался его состоянием и, получив от коллег неутешительный ответ, скомандовал: "Немедленно в операционную!"
В ходе последующей операции Маресьеву ампутировали обе ноги в районе голени. Жизнь его теперь была вне опасности, но казалось, что о службе летчика можно навсегда забыть. Но у Алексея Петровича было другое мнение на этот счет. Он привык преодолевать себя.
Летчиком не рождаются
Путь в небо вообще начинался для Маресьева трудно. Отец умер от ран, полученных на фронтах Первой мировой. Надо было помогать матери, которая работала уборщицей на заводе, одна воспитывая троих сыновей.
После окончания школы в городе Камышин Сталинградской области (ныне Волгоградской) Алексей работал токарем. Дважды подавал документы в летное училище и дважды получал отказ — по здоровью. В детстве он перенес тяжелую форму малярии, приведшую к ревматизму. Никто не верил в его детскую мечту — стать летчиком, кроме него самого.
Несмотря на слабое здоровье, в 1934 году Камышинский райком комсомола послал Марьесьева строить Комсомольск-на-Амуре. Будущий Герой Советского Союза категорически не желал ехать на Дальний Восток, и даже в сердцах сдал комсомольский билет. К счастью для него, инцидент замяли, а он все же отправился на строительство нового города.
Через тернии к звездам
Впоследствии вспоминал, что на медкомиссии женщина-врач сказала ему: "Алеша, ты, конечно, можешь не ехать. Но знай, если ты одной ногой ступишь на ту землю, все твои болезни пройдут". Так оно и случилось. Перемена климата благотворно сказалась на юном волжанине. Без отрыва от производства (работал мотористом-дизелистом) он стал заниматься в аэроклубе.
В 1937 году был призван в армию и попал по настоятельной просьбе в авиацию — служил в 12-м авиапограничном отряде на Сахалине. Правда, не летал, а помогал обслуживать самолеты. Активного красноармейца заметили и направили 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в Батайск Краснодарского края.
Именно там он впервые самостоятельно поднялся в небо. Закончив в 1940 году Батайское военное авиационное училище имени А.К.Серова, в звании младшего лейтенанта Алексей Маресьев был оставлен в родных стенах летчиком-инструктором, и там же встретил войну.
Железная воля Маресьева
Несмотря на полученную инвалидность, после тяжелой операции лейтенант начал упорные тренировки — вначале в госпитале, потом в санатории. И опять в эту затею никто не верил, кроме него самого. Однако многомесячные занятия не прошли даром — медкомиссия признала его годным к летной работе, но оставила в тылу.
Несколько месяцев Маресьев настойчиво добивался отправки на фронт и в итоге в июне 1943 года был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Но командир полка подполковник Иванов сначала не решался посылать Алексея на боевые задания — обстановка в воздухе над Курской дугой была весьма напряженной, а тут, мол, прислали инвалида.
Выручил командир его эскадрильи, Александр Числов, взявший Маресьева ведомым на несколько боевых заданий. После того, как в одном из боев Маресьев сбил вражеский "Мессершмитт", доверие к новому летчику со стороны командования резко возросло. Сам же Алексей Петрович с тех пор стал считать Числова своим "крестным".
Спасая товарищей
А вскоре старший лейтенант отличился настолько, что стал известным по всей 15-й воздушной армии. 20 июля 1943 года Маресьев спас двух своих товарищей и сбил при этом два немецких "Фокке-Вульфа-190", прикрывавших вылет пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс-87". Всего же наши летчики в этом бою сбили 13 вражеских самолетов.
После этого старший лейтенант Маресьев был назначен заместителем эскадрильи, а 24 августа 1943 года вместе со своим командиром Александром Числовым удостоен звания Героя Советского Союза.
В представлении Маресьева к высокой награде командир полка написал: "Не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".
Однако из-за возросших нагрузок в 1944 году Маресьев согласился перейти из боевого полка в управление вузов ВВС и стать летчиком-инспектором. Всего же за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 вражеских самолетов.
Пилоты, преодолевшие себя
Несмотря на неординарность случившегося, Маресьев был далеко не единственным советским летчиком, воевавшим, несмотря на свой тяжелый физический недостаток.
Герой России Иван Леонов летал с протезом вместо ампутированной левой руки. Герой Советского Союза Леонид Белоусов воевал в небе без обеих ног. С протезом на левой ступне пилотировал свой самолет Александр Грисенко. Без обеих ступней бил врага Герой Советского Союза Георгий Кузьмин.
Другой Герой Советского Союза, Иван Любимов, после потери левой ступни добился разрешения летать с протезом и лично сбил восемь самолетов противника. Еще один летчик, награжденный Золотой Звездой, Илья Маликов с ампутированной до колена ногой освоил бомбардировщик Пе-2 и воевал на нем до конца войны. До победы воевал и истребитель В.Г. Смирнов, которому врачи отняли ногу.
Во многом схожей на маресьевскую получилась история и у Захара Сорокина. Осенью 1941 года он, воевавший на Крайнем Севере, был сбит и шестеро суток пробирался к своим, отморозив ноги. Лишившись обеих ступней и проведя больше года в госпиталях, мужественный летчик добился возвращения на фронт и после 11 побед был удостоен звания Героя Советского Союза.
Подвиг и слава
Почему же именно Маресьев стал наиболее известным из советских пилотов? Несомненно, свою роль сыграла повесть Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", в котором писатель красочно рассказал всей стране о подвиге летчика, с которым встречался (в качестве военного корреспондента) на фронте.
Правда, произошло это уже после войны, когда вышла книга, а вслед за ней и кинофильм, в котором Мересьева (писатель изменил одну букву в фамилии героя) сыграл актер Павел Кадочников. Алексей Петрович, который в 1946 году вышел в отставку, отнесся к обрушившейся на него славе философски.
Изменение своей фамилии он объяснял так: "Полевой подстраховался. А вдруг бы я запил, начал хулиганить? Тогда книжку бы запретили". Конечно, он шутил. Человек железной воли, много лет он держал себя в превосходной физической форме, которой могли бы позавидовать многие, и дожил до 84 лет.