Рейтинг@Mail.ru
Как вернуть деньги за навязанную страховку - РИА Новости, 03.06.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как вернуть деньги за навязанную страховку

Читать ria.ru в
Дзен
С 1 июня ЦБ обязал российских страховщиков возвращать деньги за навязанные клиентам услуги. "Добровольное" страхование жизни, акции или проверка аккумулятора – продажа продуктов или услуг "в нагрузку" к полису ОСАГО обернется для страховых компаний проблемами.

Наталья Дембинская, обозреватель РИА Новости

Теперь можно отказаться от навязанных страховых услуг и в течение 10 дней получить деньги обратно за ненужный, но оплаченный страховой продукт. С 1 июня все страховые компании обязаны соблюдать 5-дневный "период охлаждения" за навязанный страховой полис. В этот срок человек может расторгнуть договор и полностью вернуть деньги.

Выдача полисов ОСАГО. Архивное фото
Союз автостраховщиков подготовил модель работы единого агента по ОСАГО
Отказаться можно будет практически от всех популярных видов страхования: жизни, от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, страхования финансовых рисков и некоторых других. Юристы говорят, что в 95% случаев различные страховки предлагают "в нагрузку" к самому распространенному и обязательному для всех автовладельцев страховому продукту – полису ОСАГО.

Расторгнуть договор клиент сможет в течение пяти рабочих дней с момента его заключения, но только если за этот период не произошел страховой случай.

Кросс-продажи или навязывание

"Инициатива прекрасно повлияет на весь страховой рынок: повысится и качество страховой услуги, и уровень доверия к страхованию со стороны клиентов. Мы поддерживаем инициативу регулятора полностью", — заявил официальный представитель компании "АльфаСтрахование". В компании отметили, что и ранее предлагали своим клиентам собственный "период охлаждения" сроком до 16 дней, например, в страховании имущества физических лиц.

Работа сотрудников офиса Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Архивное фото
РСА разъяснил порядок действия "периода охлаждения" для ОСАГО
В Российском союзе страховщиков (РСА) сообщили: право отказа добровольной дополнительной страховки при продаже ОСАГО начало действовать с октября 2015 года. Эта мера, по их оценкам, уже привела к резкому снижению объема навязываемых страховых услуг — почти на 70%.

В отраслевой ассоциации, впрочем, отметили: следует различать навязывание и кросс-продажи. "Например, если тебе продают ОСАГО и предлагают застраховать квартиру с 50-процентной скидкой – это кросс-продажи. А если говорят: не застрахуешь квартиру — не продадим ОСАГО, это навязывание", — объяснила представитель РСА Вера Склярова.

Законодательство и раньше запрещало заставлять клиентов заключать договор добровольного страхования при покупке ОСАГО. С 1 сентября 2014 года необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг карается штрафом – 50 тысяч рублей.

Доказать — легко

Страховой полис. Архивное фото
СК "МАКС": число отказов россиян от страховки после ее оформления невелико
В то же время доказать сам факт принуждения к сделке было непросто. "Сложность состояла в следующем: нужны были доказательства – аудио- и видеозапись, подтверждающая, что клиенту услугу навязали. Роспотребнадзор принимал эту жалобу, выписывал постановление, направлял ее в суд. Но для суда куда важнее подпись на договоре страхования: раз она стоит, ее поставил человек дееспособный, то нет факта навязывания. В результате, получить обратно свои 1000–2000 рублей могли лишь самые упорные", — объяснил руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. Позже процедуру упростили: основанием для рассмотрения стало наличие двух полисов – ОСАГО и, например, добровольного страхования жизни с одной датой. Эффективность ее также была сомнительной.

Теперь все гораздо проще, так как появился правовой механизм – "период охлаждения".

"Заявление в страховую о навязанной услуге можно написать сразу же после покупки страховых продуктов. Страховая обязана его зарегистрировать и в течение 10 дней вернуть деньги. Ни в какие внешние инстанции обращаться не требуется, если только страховая откажется возвращать деньги. Но отказ маловероятен – ведь в этом случае страховая компания, вернув страхователю деньги, избежит штрафа в 50 тысяч за навязывание услуги", — поясняет Пушкарь.
Но, по его словам, особо принципиальные могут пойти дальше и "наказать" страховую. "Возврат денег не лишает гражданина права пожаловаться на страховую компанию в Роспотребнадзор и добиться того, чтобы она была оштрафована, так как факт навязывания услуги имел место", — добавляет он.

Дефицит и криминал

В обществе защиты прав потребителей отмечают: многие страховые компании сознательно создавали дефицит бланков полисов ОСАГО. "Они говорили: мы можем вам продать полис ОСАГО, если вы купите договор страхования жизни за 1000 рублей", то есть продавали автогражданку в "пакетах", которые сами же и придумали.

Полис ОСАГО. Архивное фото
Рынок ОСАГО насчитывает уже менее 80 страховщиков
В отраслевой ассоциации признают: проблема дефицита полисов ОСАГО действительно есть, в основном в регионах. Изначально проблемных регионов по ОСАГО было три: Ростовская область, Краснодарский край, и Волгоградская область. Потом к ним добавились еще два: Челябинская и Мурманская области.

В дефиците полисов ОСАГО в РСА винят так называемых автоюристов — это, по сути, полукриминальные группировки. "Они подъезжали на место ДТП, предлагали водителю на руки 20 тысяч рублей и выкупали у него права требования по ОСАГО, а дальше стрясали со страховых компаний огромные суммы", — говорит Склярова. Это, по ее словам, привело к тому, что убыточность по продажам полисов ОСАГО в регионах достигала 300%. Cтраховые компании начали отказываться продавать ОСАГО без других страховых продуктов. Осталось в итоге три компании – продавца ОСАГО (хотя лицензия на продажу автогражданки есть у 80), к которым огромные очереди.

В РСА уверены: проблему решит единый страховой агент по продаже полисов ОСАГО – он также начал действовать с 1 июня. Страховщики подпишут многостороннее соглашение, по которому все лицензированные продавцы ОСАГО будут обязаны его продавать, но исходя из количества полисов, продаваемых каждым в среднем по стране.

Впрочем, ситуацию накаляют не только "автоюристы", но и крупные игроки страховой отрасли. Один из последних скандалов: "Росгосстрах" предлагал провести платную проверку аккумулятора автомобиля желающим приобрести ОСАГО. За навязывание автолюбителям договора о проведении технического осмотра и (или) оказания услуги по контрольной диагностике аккумуляторной батареи, а также за отказ от заключения договора ОСАГО по причине прохождения техосмотра у другого оператора компанию оштрафовали на 12 млн рублей.

"Навязывание запрещается не только страховок, но и любых услуг или товаров, будь то акции или губная помада", — подчеркнули в РСА.

Предупрежден — значит вооружен

Разъясняют ли страховщики своим клиентам возможность отказа от навязанных услуг? В профильной ассоциации утверждают, что да.

Выдача полисов ОСАГО
ЦБ не видит необходимости в повышении тарифов ОСАГО
"По требованию ЦБ офисах всех страховых компаний сейчас есть брошюры – там разъясняется порядок, что и как делать, если услугу навязывают", — говорит Склярова.

Но в обществе защиты прав потребителей уверены: никакой революции на рынке страховых услуг нововведение не произведет, так как большинство о нем не узнает. "Думаю, страховые продолжат навязывать услуги просто исходя из того, что большинство об этом не знают либо не вспомнят, что когда-то о таком читали", — предполагает юрист. – Очень часто так бывает при нововведениях: закон есть, но им не пользуются".

По мнению Пушкаря, чтобы мера была эффективной, ЦБ должен заставить страховые компании крупными буквами в договоре указать информацию о том, что в течение 5 рабочих дней можно вернуть деньги за навязанный продукт. Аналогично тому, как это сейчас делают банки в договорах потребительского кредитования – указывают эффективную процентную ставку. Тогда это будет работать.

Юрист отмечает, что "период охлаждения" не затрагивает банки, которые также часто навязывают страховые продукты при выдаче кредита. "Основание здесь простое – у банка есть право не предоставлять кредит без объяснения причин", — поясняет он. Это же касается и КАСКО, которое банки обязывают покупать при автокредите: по закону заемщик обязан страховать предмет залога, коим является автомобиль.

Полис ОСАГО: как определить подделку
Полис ОСАГО: как определить подделку

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала