Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
1 июня в формате видеомоста Баку—Ереван—Москва известные политологи Армении и Азербайджана впервые после апрельской эскалации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе обсудили возможные пути решения этой проблемы и роль российского посредничества. Содержание разговора оперативно отразил Sputnik.
В Москве беседу модерировал директор Института ЕАЭС и координатор Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Владимир Лепехин. В конференц-зале даже дистанционно можно было ощутить всю остроту карабахской проблемы.
Напомню: 2-5 апреля произошла крупнейшая эскалация карабахского конфликта с момента заключения перемирия. Тогда Ереван сообщил о наступательных действиях азербайджанской стороны, в Баку заявили об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении. Обе стороны конфликта понесли значительные потери. При посредничестве России 5 апреля активные боевые действия удалось остановить.
Возможен ли прочный мир в Нагорном Карабахе?
200 лет вместе
16 мая в Вене состоялась первая с начала обострения ситуации в Карабахе встреча президентов Армении и Азербайджана — Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, при посредничестве сопредседателей минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта (России, Франции, США). На встрече достигнуто соглашение о неукоснительном выполнении соглашений о перемирии (1994 года) и укреплении режима прекращения огня (1995 года). Стороны согласились, что необходим мониторинг инцидентов и внедрение механизма их расследования (в рамках полномочий команды постоянного представителя ОБСЕ). Безусловно, полезны и прочие мирные форматы урегулирования, включая народную дипломатию.
В ходе видеомоста, при всех разночтениях первопричин, содержания и перспектив конфликта в Нагорном Карабахе, Баку и Ереван единодушно подтвердили важную роль России в мирном урегулировании, признали легитимность интересов России на Южном Кавказе, обратили внимание на особую ответственность Москвы за дальнейшее развитие ситуации — по мирному либо военному сценарию.
Особая роль России обусловлена уже тем, что Азербайджан и Армения 200 лет мирно сосуществовали в составе Российской империи и СССР. Замечу, и в 1990-х, и в 2016-м Россия первой проявила миротворческую состоятельность у критической черты в Карабахе.
Однако в решении карабахской проблемы ясно видны два пути — военный и мирный. За военными приготовлениями на Южном Кавказе маячат интересы США и НАТО.
Варианты мирного урегулирования продвигает Россия и государства-члены Евразийского экономического союза. За каждым из направлений стоят геополитические интересы, силы и ресурсы многих стран.
Хорошо уже то, что 1 июня собеседники в Баку и Ереване не отрицали самой возможности мирного урегулирования, призвали не держать паузу в переговорах, которые должны проходить максимально конкретно.
Стороны по-разному представляют первоочередные шаги и повестку переговоров, и все же у меня сложилось впечатление взаимного поиска вариантов мира, а не войны.
Это уже шанс если не сразу договориться, то хотя бы на время многоступенчатых, длительных переговоров заморозить статус-кво (не потому, что это оптимальный вариант для каждой из сторон, а потому, что объективно нет иной возможности сохранить мир).
Взаимные претензии
В ходе видеомоста Ереван заявил, что Азербайджан желает любой ценой взять территории, а для 120 тысяч армян Нагорный Карабах — это право на жизнь. Баку ответил, что десятки тысяч азербайджанских беженцев также имеют право на достойную жизнь.
Позиция Армении: Азербайджан должен сесть за стол переговоров с Нагорным Карабахом и признать его. В свою очередь азербайджанские собеседники поставили ребром вопрос освобождения занятых территорий (и неопределенного статуса НКР до референдума — в составе Азербайджана).
Обе стороны ожидают российского посреднического давления на оппонентов. Возможно, в своих чаяниях они тактически правы. И, на мой взгляд, обе стороны стратегически не правы, потому что и в конце 1980-х (когда ослабла властная вертикаль СССР), и сегодня важнее оставаться людьми, чем победителями над телами погибших соседей.
Отрадно, что участники видеомоста из Баку и Еревана согласились конкретизировать повестку мирного решения карабахского конфликта, тем самым ставя мирную жизнь выше взаимных претензий.
Проблем на Южном Кавказе хватает и без Карабаха. На примере протестов 2015 года в Армении мы увидели, как политическая многовекторность и гражданская турбулентность переводят государство и общество в неустойчивое состояние. Сегодня мы видим, как потенциал гонки вооружений дестабилизирует ситуацию во всем Закавказье, и это необходимо остановить (возможно, введением санкций против всех продавцов оружия в регионе).
Для укрепления региональной безопасности азербайджанской и армянской сторонам следует двигаться по пути мирного урегулирования карабахского конфликта, принципиально исключая возврат к военному противостоянию — по причине расхождения взглядов или концепций. Количество мирных усилий обязательно приведет к качественному скачку.
Ответственность России
Участники видеомоста обратили внимание, что Россия — не только посредник, но и участник сложных процессов на Южном Кавказе. При этом Ереван намекнул на деструктивное противодействие России программам "Восточного партнерства" ЕС, а Баку выразил недоумение относительно российских оружейных подарков армянской стороне. Вероятно, стремление к миру не исключает жесткой риторики. Важнее отказ от гонки вооружений, взаимопонимание и движение вперед. Россия взяла на себя ответственность и определенные обязательства. И выполняет работу на своем участке.
4 мая, касаясь проблемы Нагорного Карабаха, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил: "Мы находимся в постоянном контакте со сторонами… Мы говорили об этом с госсекретарем США Дж.Керри, поскольку Россия, США и Франция являются сопредседателями минской группы ОБСЕ, которая занимается урегулированием нагорно-карабахского конфликта… Самое главное — избежать каких-либо новых жертв, пресечь любые нарушения перемирия, разработать для этого действенные меры и механизмы. Под этим подписались президенты Армении и Азербайджана… Политический процесс и урегулирование не имеют альтернативы. Есть известные идеи, которые обсуждались между сторонами. По-прежнему убежден, что их сложно, но можно оформить в документы, которые будут приемлемы для всех сторон".
Модератор видеомоста Владимир Лепехин подвел итог непростой встречи: "Конструктивное обсуждение путей урегулирования карабахского конфликта по горячим следам вооруженных столкновений сторон оказалось довольно сложной задачей. Участники видеомоста изначально сосредоточили свое внимание на роли России в урегулировании конфликта, и все же не удалось избежать жестких пикировок между экспертами. Тем не менее, сформулированы идеи о возможных первоочередных шагах руководства Азербайджана и Армении на обозримый период при участии России как посредника-миротворца".
Позиции азербайджанских и армянских экспертов — участников видеомоста Баку—Ереван—Москва представляют практический интерес и для российских политиков.