Наталья Дембинская, РИА Новости
Российские потребители активно переходят на более дешевые и калорийные продукты питания. Таковы результаты исследования, опубликованного 6 июня Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА).
Основная причина — падение реальных располагаемых доходов населения. По данным Росстата, в апреле этого года оно ускорилось на 7,1% в годовом выражении после падения на 1,2% в марте, на 4,5% в феврале и 5,5% в январе. За январь-апрель 2016 года доходы снизились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Прогноз не обнадеживает: в 2016–2018 годах доходы россиян продолжат падать или стагнировать.
Калории вместо качества
В 2015 году, несмотря на падение физического объема продовольственного потребления, потребление калорий на душу населения не сократилось. Просто изменилась структура потребительской корзины, в частности произошло замещение в пользу более калорийных товаров. Лидерами падения в структуре потребления стали овощи (за исключением картофеля), фрукты, рыба и рыбопродукты, алкоголь. А вот доля хлебобулочных изделий, картофеля и молочной продукции, наоборот, существенно увеличилась.
"В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара", — прогнозируют аналитики АКРА.
"Покупатели стали разумнее относиться к тратам, обращают большое внимание на соотношение цена-качество", — отмечает представитель "Ашан Ритейл Россия" Мария Курносова. В торговой сети указывают и на еще один тренд: клиенты сети стали покупать больше продовольственных товаров под собственной торговой маркой (СТМ) магазина, которые, как правило, дешевле брендированных продуктов в среднем на 20-30%.
Всеобщая бургеризация
По итогам 2015 года посещаемость заведений общепита в Москве и России в целом упала сразу на 15%. Больше всего пострадали рестораны средней ценовой категории. Лучше всех с экономическими потрясениями справляются предприятия фастфуда: именно туда "перетекла" часть клиентов более престижных заведений.
"Предприятия быстрого питания чувствуют себя прекрасно – в этом сегменте происходит подъем в любой кризис. KFC недавно открыла 500-й по счету ресторан в России и СНГ. Хорошо дела идут и у McDonald’s, и у BurgerKing. Они занимают места, которые покидают средние заведения – с чеком в районе 1500 рублей. Сейчас для людей это дорого", — отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
В ресторанных форматах также востребованы концепции невысокого ценового сегмента ресторанных форматов, например, азиатской кухни или пивных пабов, добавляют в Collies International.
Новая доходная реальность
Переход к новой "доходной реальности" стал влиять на потребительские ожидания и поведение. "Россияне стали стремиться наиболее эффективным образом удовлетворять основные потребности при ужесточении баланса доходов и расходов", – указывают авторы отчета АКРА. Продолжат они экономить и далее. По долгосрочному прогнозу АКРА, реальные доходы населения будут падать еще два с половиной года, а после — стагнировать, в случае отсутствия значимых источников экономического роста.
Авторы отчета указывают: адаптация к новой "доходной реальности" происходит на фоне интенсификации потребления. Поэтому, несмотря на сокращение доходов, продолжается переход к более калорийному питанию, растут уровни автомобилизации, обеспеченности (в метрах на человека) и удовлетворенности жилищными условиями. "Правда, происходит это с ущербом качеству потребляемой пищи и бытовому комфорту", — констатируют в АКРА.