Рейтинг@Mail.ru
Дешево и калорийно: россияне меняют продуктовые привычки - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дешево и калорийно: россияне меняют продуктовые привычки

© AP Photo / Ivan SekretarevПрилавок с овощами и фруктами в одном из супермаркетов Москвы
Прилавок с овощами и фруктами в одном из супермаркетов Москвы
Читать ria.ru в
Дзен
Доходы россиян падают, падает и качество потребления: картофель и крупы вытесняют со столов фрукты и рыбу. Чтобы сэкономить, люди выбирают фастфуд и noname-товары в торговых сетях.

Наталья Дембинская, РИА Новости

Российские потребители активно переходят на более дешевые и калорийные продукты питания. Таковы результаты исследования, опубликованного 6 июня Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА).

Основная причина  — падение реальных располагаемых доходов населения. По данным Росстата, в апреле этого года оно ускорилось на 7,1% в годовом выражении после падения на 1,2% в марте, на 4,5% в феврале и 5,5% в январе. За январь-апрель 2016 года доходы снизились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Прогноз не обнадеживает: в 2016–2018 годах  доходы россиян продолжат падать или стагнировать.

Калории вместо качества

Жители Омска покупают турецкие фрукты в одном из магазинов города. Архивное фото
Эксперты: падение доходов россиян привело к снижению качества потребления
Аналитики указывают: экономия в сегменте продовольственных товаров  выразилась в переходе на более дешевые "калории" — покупатели выбирают менее дорогие марки товаров или более калорийные товары-заменители.

В 2015 году, несмотря на падение физического объема продовольственного потребления, потребление калорий на душу населения не сократилось. Просто изменилась структура потребительской корзины, в частности произошло замещение  в пользу более калорийных товаров. Лидерами падения в структуре потребления стали овощи (за исключением картофеля), фрукты, рыба и рыбопродукты, алкоголь. А вот доля хлебобулочных изделий, картофеля и молочной продукции, наоборот, существенно увеличилась.

"В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара", — прогнозируют аналитики АКРА.

"Покупатели стали разумнее относиться к тратам, обращают большое внимание на соотношение цена-качество", — отмечает представитель "Ашан Ритейл Россия" Мария Курносова. В торговой сети указывают и на еще один тренд: клиенты сети стали покупать больше продовольственных товаров под собственной торговой маркой (СТМ) магазина, которые, как правило, дешевле брендированных продуктов в среднем на 20-30%.

Всеобщая бургеризация

Посетительница в гипермаркете. Архивное фото
Опрос: россияне чаще отмечают ощутимый рост цен на овощи, мясо и молоко
Россияне выбирают не только более калорийные продукты на полках магазинов, но и более "калорийные" заведения в доступном ценовом сегменте.

По итогам 2015 года посещаемость заведений общепита в Москве и России в целом упала сразу на 15%. Больше всего пострадали рестораны средней ценовой категории. Лучше всех с экономическими потрясениями справляются предприятия фастфуда: именно туда "перетекла" часть клиентов более престижных заведений.

"Предприятия быстрого питания чувствуют себя прекрасно – в этом сегменте происходит подъем в любой кризис. KFC недавно открыла 500-й по счету ресторан в России и СНГ. Хорошо дела идут и у McDonald’s, и у BurgerKing. Они занимают места, которые покидают средние заведения – с чеком в районе 1500 рублей. Сейчас для людей это дорого",  — отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

В ресторанных форматах также востребованы концепции невысокого ценового сегмента ресторанных форматов, например, азиатской кухни или пивных пабов, добавляют в Collies International.

Новая доходная реальность

Мужчина выбирает продукты в магазине
Ъ: потребительская активность россиян упала до исторического минимума
Если экономить на продуктах питания россияне начали в 2013 году, то переходить на более дешевые непродовольственные товары начали еще в 2011-м. Это касается и обуви, и одежды, и жилья. Сроки эксплуатации бытовой техники, мебели, электроники и автомобилей увеличиваются. При этом уровень обеспеченности товарами растет. Но уже более пяти лет потребители выбирают товары все более дешевых категорий, поскольку с 2013 года реальные доходы населения стали стагнировать.

Переход к новой "доходной реальности" стал влиять на потребительские ожидания и поведение. "Россияне стали стремиться наиболее эффективным образом удовлетворять основные потребности при ужесточении баланса доходов и расходов", – указывают авторы отчета АКРА. Продолжат они экономить и далее. По долгосрочному прогнозу АКРА, реальные доходы населения будут падать еще два с половиной года, а после  — стагнировать, в случае отсутствия значимых источников экономического роста.

Авторы отчета указывают: адаптация к новой "доходной реальности" происходит на фоне интенсификации потребления. Поэтому, несмотря на сокращение доходов, продолжается переход к более калорийному питанию,  растут уровни автомобилизации, обеспеченности (в метрах на человека) и удовлетворенности жилищными условиями. "Правда, происходит это с ущербом качеству потребляемой пищи и бытовому комфорту", — констатируют в АКРА.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала