МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Российское страховое сообщество рассчитывает на то, что до создания государственного страховщика по ОСАГО дело не дойдет. По мнению страховщиков, необходимо сконцентрироваться на сохранении рыночной системы реализации обязательной "автогражданки" и способах повышения эффективности данного сегмента.
Госкомпания по ОСАГО может появиться на страховом рынке России, если не будет решена проблема доступности полисов обязательной "автогражданки" с помощью новой системы продаж, которая была запущена 1 июня, в рамках которой страховые компании-члены РСА должны продавать полисы и других компаний-членов РСА.
Однако ЦБ выразил надежду, что создания госкомпании по ОСАГО на российском страховом рынке все же удастся избежать.
Удастся ли избежать плана "В"
Как прокомментировал президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, страховое сообщество рассчитывает на то, что возможность создания госстраховщика ОСАГО – это вариант "на крайний случай", если все усилия РСА и страхового сообщества не дадут нужного результата.
"Мы хотим надеяться на то, что и страховщики, и регулятор заинтересованы в оздоровлении ситуации, и общими усилиями удастся избежать воплощения плана "В", когда компания с госучастием все-таки будет создана", — заявил Юргенс.
Директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников считает, что то, как будет развиваться ситуация в дальнейшем и когда подобный страховщик гипотетически заработает, зависит от динамики убыточности ОСАГО в ближайшее время.
Напомним, что по итогам 2015 года, согласно данным ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО (ККУ) вырос до 101,7%.
"Данные шаги законодателя можно рассматривать как запасной вариант, который предусматривается на случай негативного развития ситуации в ОСАГО. С другой стороны, это уже можно также трактовать и как то, что законодатели не рассчитывают, к сожалению, на исправление ситуации в ОСАГО в среднесрочной перспективе", — рассказал Печников РИА Новости.
Вместе с тем, по его словам, эффективность госстраховщика при текущей ситуации с ОСАГО будет отрицательной, что будет означать дотирование пострадавших (а также мошенников и автоюристов) из бюджета страны.
Обращаясь к мировой практике, Печников отметил, что в ряде стран данным видом страхования занимаются только государственные компании, поскольку частный бизнес потерял интерес к нему и был неспособен дальше терпеть убытки, дотируя "социальность".
В России же, по его мнению, возможность создания госстраховщика в ОСАГО, закрепленная законодательно, вряд ли приведет к одномоментному ограничению активности коммерческих страховщиков на этом рынке. По его словам, частный капитал выйдет из сегмента только в том случае, если будет тотальная убыточность по портфелю ОСАГО в целом.
Забыть про либерализацию?
Рынок ОСАГО в России в настоящее время переживает непростой период. Согласно прогнозу Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), через год убыточность этого сегмента может вырасти с 78% до 94%.
"Сегодня рентабельность ОСАГО находится под давлением целого ряда негативных факторов. Это и автоюристы, выносящие из страховых компаний через суды миллиарды рублей, и разнообразные схемы мошенничества (инсценировка ДТП, повторное обращение по одному и тому же убытку, поддельные полисы), и повышение цен на запчасти из-за слабого рубля", — прокомментировал РИА Новости директор дирекции розничного бизнеса СПАО "Ингосстрах" Виталий Княгиничев.
Он также рассказал, что мошенники нашли, как использовать в своих интересах и систему электронного ОСАГО. "Показательно, что массовая скупка е-полисов имеет место именно в "токсичных" регионах", — заметил эксперт.
Печников тоже считает, что свободное тарифообразование в ОСАГО очень быстро выровняло бы ситуацию с убыточностью и увеличило "физическую" доступность полисов, однако неминуемо привело бы к росту стоимости ОСАГО в краткосрочной перспективе.
В Банке России заявляют, что движение к свободным тарифам в ОСАГО будет неэффективным до разрешения ряда проблем на этом рынке.
"Мы увязываем вопрос либерализации тарифов с решением застарелых проблем на рынке ОСАГО, касающихся качества страховых услуг и мошенничества, а также совершенствованием законодательства. Пока мы эти проблемы не разрешили, двигаться в направлении либерализации контрпродуктивно", — сообщили РИА Новости в пресс-службе ЦБ, добавив, что пока данный вопрос не входит в актуальную повестку и регулятор вернется к его обсуждению позже.
Необходимость в росте тарифов
Страховщики также отмечают тот факт, что по сравнению с другими странами, в России на сегодняшний день не самые большие цены в ОСАГО.
"В среднем мировые цены в два-четыре раза выше, в зависимости от страны. … Мы находимся внизу подобного рэнкинга", — уточнил Печников, что, по его словам, является дополнительным сигналом к подтверждению текущей экономической недостаточности тарифов по ОСАГО с учетом того, что "качество" парка транспортных средств в РФ постоянно растет и приближается к мировому уровню.
"В остальном должно происходить не повышение тарифов, а изменение системы тарификации. Например, снижение территориального коэффициента в одних городах и населенных пунктах и повышение в других; изменение возрастной границы, по нашим исследованиям, частота аварийности снижается не после 22 лет, как есть сейчас, а только после 30-35 лет, ну или, например, введение нового фактора, такого как пробег ТС", — считает Фатьянов.
Проблеск надежды
Возвращаясь к теме принятых поправок, наделяющих ЦБ правом создания госкомпании по ОСАГО, следует отметить, что на днях Госдумой были также одобрены поправки к закону об ОСАГО, уточняющие последствия непредоставления ТС на осмотр и об увеличении срока для рассмотрения претензии (с пяти до десяти дней).
"Это очень важные изменения, способные понизить убыточность данного вида бизнеса для частного капитала. Речь, прежде всего, идет об отмене возможности проводить независимую экспертизу ТС силами пострадавшего до предоставления ТС на осмотр страховщику. Последним постоянно пользуются мошенники и автоюристы, чтобы многократно увеличивать сумму выплат, принося колоссальные убытки страховщикам и заставляя их бежать из регионов", — прокомментировал Печников.
По мнению эксперта, можно сделать вывод, что глобально государство все-таки не теряет надежду на исправление ситуации с ОСАГО в стране.
Как уточнили РИА Новости в РСА, поправки, касающиеся приоритета натуральной формы возмещения над денежной компенсацией в ОСАГО, планируются к принятию в ГД на осень.