МОСКВА, 30 июн – РИА Новости. Российская Госавтоинспекция не ведет целенаправленную кампанию по устранению с дорог всех автомобилей, подвергшихся несанкционированной доработке и тюнингу, заявили РИА Новости в пресс-службе ведомства.
По данным дорожной полиции, не соответствует действительности распространяемая в социальных сетях и СМИ информация, что ведомство поставило себе цель полностью "затравить" владельцев транспорта с не оформленным должным образом изменением конструкции или оснащенного нештатным оборудованием: обрезанными пружинами подвески, усиленными бамперами, прожекторами, спойлерами и дизайнерскими накладками.
В то же время это не означает, что инспекторы не обращают внимания на "автомутантов": такие машины, выезжая на дороги общего пользования, нарушают законодательство, а потому будут выявляться и устраняться с дорог "в рабочем порядке".
Пострадавшие
О проблемах с ГИБДД, связанных с самовольной переделкой автомобилей, в соцсетях заявляют самые разные категории водителей. Больше всего жалоб публикуют владельцы внедорожников, которые сталкиваются с претензиями инспекторов по поводу не предусмотренных конструкцией бамперов-"кенгурятников", батарей дополнительных фар над крышей, лебедок на кузове, воздухозаборников-шноркелей и других подобных усовершенствований.
"Многие люди, владеющие внедорожниками, живут в местах, где нет хороших дорог, а живущие в городах занимаются автотуризмом, охотой, рыбалкой, активно используя свои внедорожники по прямому назначению. (Это) требует установки силовых бамперов, лебедок, специальных защит, внешних воздухозаборников для двигателей… ГИБДД Москвы в одночасье признало их "незаконными" и объявило на них самую настоящую облаву, хотя на протяжение более 20 лет эти машины беспрепятственно ездили по дорогам", — написал автор петиции на сайте change.org, требуя упростить систему регистрации изменений конструкции автомобилей.
Другую аналогичную петицию опубликовали любители стрит-рейсинга и "полуспортивных" автомобилей, которых в последнее время стали гораздо активнее, по их словам, задерживать как за глобальные переделки типа самовольно усиленной рамы кузова, так и за "мелочи" вроде внешнего декоративного тюнинга или колес нестандартного размера.
"Тюнинг и доводка автомобилей для соревнований по бездорожью, автотуризму, дрег-рейсингу, автозвуку — это не преступление, а развитие технических видов спорта, важных для нашей страны. Усложняя возможность заниматься подготовкой автомобилей, правительство не дает развиваться техническим видам спорта, локальным производителям технических компонентов и рынку по продаже компонентов и услуг", — заявляют авторы петиции.
Эти петиции уже собрали от 7 тысяч до 49 тысяч подписей. Несколько аналогичных требований размещены также на официальных государственных ресурсах, таких как сайт "Российской общественной инициативы", где число участников оказалось несколько ниже: от 500 до 5,6 тысячи подписей.
Некоторые из участников полагают, что скоро к ним присоединится еще и большая группа водителей, которые перевели свои машины с бензина на газ. "Большинство из них ездят с документами из сервиса, установившего газобаллонное оборудование, и не проходили по всем правилам оформление в ГИБДД", поэтому их будут принуждать вернуть все на место", — считают участники акции.
Межгосударственное решение
В ГИБДД уверяют, что в работе по выявлению переделанных автомобилей принципиальных изменений нет уже довольно давно. На сегодняшний день действуют нормативы, вступившие в силу на территории всех государств Таможенного союза с 1 января 2015 года. Все требования к безопасности автомобилей, в том числе в случае внесения изменений в их конструкцию, описывает технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств".
"В национальном законодательстве РФ вопрос безопасности транспортных средств регулируется специальным положением по допуску к эксплуатации. Там же прописаны обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно документу, состояние и оборудование автомобилей должно отвечать требованиям стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации", — сообщили в ведомстве.
Существует официально утвержденный перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В частности, пункт 7.18 этого перечня запрещает использовать машины, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции.
Наказание, полагающееся за управление автомобилем "при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена", прописано в статье 12.5 КоАП РФ – такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. В случае выявления ряда наиболее опасных нарушений (например, связанных с рулевым управлением или тормозной системой), водитель подлежит отстранению от управления, после чего применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку.
В дальнейшем, если привести конструкцию в первозданный вид невозможно, принимается решение о снятии автомобиля с государственной регистрации.
Рутинная работа
"Такие транспортные средства выявляются, чаще всего, в ходе обычного ежедневного контроля дорожного движения. Инспектор, остановив машину, может визуально обнаружить не предусмотренные конструкцией доработки. В случае сомнений – свяжется с дежурной частью, где есть доступ к необходимым информационным ресурсам, после чего зафиксирует нарушение, например, с помощью фотоаппарата, и составит протокол об административном правонарушении", — объяснили технологию в ГИБДД.
Существенная часть нарушений выявляется в последнее время при помощи автоматизированных средств фото-видеофиксации. "Офицер, контролирующий систему, видит на записи автомобиль с нештатными осветительными приборами или бампером-"кенгурятником" и оформляет владельцу вызов для проверки. Если несанкционированная доработка подтверждена, составляется соответствующий материал", — пояснил представитель ведомства.
Выявление переделок целенаправленно, в ходе специальных профилактических мероприятий, в принципе возможно в отдельных регионах. Но только по мере необходимости, в зависимости от сложившейся оперативной обстановки на дорогах. Например, такие мероприятия проходили в Сочи в связи с ранее зафиксированными происшествиями во время "джиппинга" – экстремальных автоэкскурсий по горной местности. Сотрудники ГИБДД за месяц провели 18 рейдов по организациям, которые возят туристов. Были проверены почти 200 внедорожников, четверть из которых оказалась технически неисправна, а 14 были незаконно переоборудованы – по ним материалы направлены на прекращение госрегистрации.
Были подобные мероприятия в течение этого года и в некоторых регионах, причем в большинстве случаев местные подразделения ГИБДД даже предупреждали о них заранее, проводили пресс-конференции с разъяснениями, что считается нарушением и как привести машину в соответствие с требованиями.
Войну никто не объявлял
"Говорить о некой массированной кампании по поиску и устранению с дорог всех автомобилей, подвергшихся мало-мальски тюнингу, тем более по какому-то "указанию сверху", как это преподносят пользователи в соцсетях, — это неправильно. Таких указаний не было и рейдов таких по стране не проводится", — уверяют в ГИБДД.
При этом полиция отмечает, что у нее стало больше возможностей по фото-видеофиксации транспорта, поэтому стало проще выявить и привлечь нарушителей к ответственности. Наработан опыт и практика, в том числе судебная. Но в целом в ведомстве эту работу называют рутинной.
Например, в сентябре прошлого года в Москве проводилась операция "Невод", в рамках которой ставилась задача выявлять незаконно переделанные под различные цели автомобили: всевозможные лимузины, автокареты, ночные клубы на колесах и тому подобную технику. За шесть дней были выявлены 37 таких транспортных средств, но тогда о какой-то масштабной кампании против "автомутантов" никто заявлять не стал.
"Поэтому и сейчас говорить о том, что началась кампания против стритрейсеров, или внедорожников, машин на газу или каких-то еще – это неверно. У нас даже не ведется отдельной статистики по подобным фактам, поскольку это исключительно рабочий момент, не являющийся приоритетным по сравнению с другими нарушениями ПДД, которые инспекторам необходимо выявлять и устранять", — сообщил представитель ведомства.
Что касается возможной угрозы для автомобилей с газобалонным оборудованием, инспекторы не видят особой проблемы для тех, кто проводил установку сертифицированного оборудования, предусмотренного для конкретной модели транспортного средства. Такие автомобили постоянно, в рабочем режиме проходят процедуру оформления изменений в конструкцию. По статистическим данным ГИБДД, на сегодняшний день в стране числится почти 1,4 миллиона машин, использующих природный газ в качестве моторного топлива, все они проходили техосмотр и были допущены к эксплуатации.
Опасность по умолчанию
Авторы жалоб и петиций, ссылаясь на сложность и дороговизну официальной процедуры регистрации переделок, просят у законодателя упростить или совсем отменить эту норму, особенно в случаях, когда установленное на автомобиль оборудование имеет сертификат от производителя.
В качестве вариантов решения проблемы водители просят или ввести процедуру "прецедентного права", признавая законным все оборудование, однажды уже проходившее процедуру согласования в установленном порядке, или же разделить вносимые переработки на категории, требующие разного подхода в зависимости от степени опасности. В том числе, определить перечень оборудования, однозначно запрещенного (стробоскопы, громкоговорители, проблесковые маячки), требующего оформления (дополнительные фары, доработки руля и тормозов) и не требующие согласования (багажники, бамперы и большая часть других внешних "обвесов").
Представители ГИБДД предпочитают не комментировать суровость закона и необходимость его изменения, отмечая, что исполняют его в той форме, в которой он принят. Действующая редакция, по их словам, не предусматривает градации автопеределок и легализации их по умолчанию, без технической экспертизы.
Известно немало случаев, когда автопроизводители отзывают целые партии автомобилей, выявив опасность даже небольших штатных, ранее неоднократно протестированных деталей. На этом фоне невозможно предсказать без технической экспертизы, как поведет себя в случае ДТП нестандартный багажник и какие дополнительные увечья может нанести закрепленная под капотом лебедка при наезде на пешехода.
"Согласно определениям техрегламента Таможенного союза, под запрет попадает любая модернизация или установка не предусмотренных конструкцией предметов, влияющая на безопасность дорожного движения. Как именно может повлиять та или иная нестандартная деталь на безопасность, "на глазок" не рискнет сказать ни один эксперт", — считают в ведомстве.