МОСКВА, 1 июл — РИА Новости, Наталья Дембинская. В России 1 июля вступил в силу федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Он дает многим предприятиям ВПК большую свободу действий – право самостоятельно заключать экспортные контракты. Сейчас более 80% экспорта продукции военного назначения российских производителей идет через Рособоронэкспорт.
Лидеры экспорта вооружений в 2011-2015 годах — США, Россия, Китай, Франция и Германия. По данным февральского доклада Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), на эти страны пришлось 74% всех поставок оружия в мире.
По сравнению с 2006-2010 годами поставки российской военной техники увеличились на 28%. Самый крупный покупатель российского оружия — Индия. Ей Россия продала 39% от всего экспортированного объема. Еще два крупных заказчика — Китай и Вьетнам — по 11%.
Экономические преимущества
"Новый закон позволит российским организациям ОПК диверсифицировать свой бизнес, освоить новые компетенции в области послепродажного обслуживания и, как следствие, увеличить прибыль", — считают в российском вертолетостроительном холдинге "Вертолеты России", одном из крупнейших предприятий оборонного комплекса.
В компании отмечают, что право на осуществление самостоятельной внешнеторговой деятельности они получили еще в сентябре 2014 года, что полностью "себя оправдало".
Закон позволит предприятиям сформировать эффективную систему логистической поддержки поставляемого на экспорт вооружения и военной техники, а также устранить "теневые" схемы поставок запасных частей и комплектующих, считают в холдинге "Вертолеты России".
Нарастить присутствие
Именно поставки комплектующих к вооружениям, по мнению экспертов, — это та ниша, где экспортеры российского ВПК смогут нарастить присутствие. "Например, поставка авиационных двигателей – для Китая это актуально, или поставка радиолокационных станций", — говорит заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.
"В первую очередь это ниша сервисного обслуживания вертолетной техники, продажа комплектующих и запчастей, а также услуг послепродажного обслуживания", — говорят в "Вертолетах России". В компании указывают и на то, что российские поставщики уходят от принципа "поставил и забыл", а берут на себя обязательства по сопровождению поставленного вооружения на протяжении всего его жизненного цикла.
"Во-первых, это самолетные системы и системы ПВО – не только комплектующие, но и готовые системы. Во-вторых, военно-морской флот и, наконец, стрелковое вооружение", — считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
По его словам, российские самолеты, системы ПВО и средства радиоэлектронного подавления (РЭП) пользуются спросом на мировом рынке. "Потому что примерно такое же вооружение у американцев и англичан, но в экспорте главное — цена. Наше оружие по качеству такое же, но значительно дешевле", — поясняет аналитик.
Закрытый рынок
"Если говорить, к примеру, о поставках в Китай — туда Россия планирует поставить зенитно-ракетные комплексы С-400 и многоцелевые истребители Су-35. Я уверен, что эти контракты пойдут через Рособороэкспорт", — считает эксперт.
"Действительно, рынок закрытый – где-то мы тесним американцев, где-то американцы теснят нас. Если экспорт у нас в Индии сокращается, у американцев увеличивается. А, например, в Латинской Америке, американский экспорт сокращается, а наш увеличивается", — отмечает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Создание СП
"Если тенденция продолжится, Россия может выйти и на СП с Израилем. По крайней мере, это было бы целесообразно", — считает Евсеев. Он уточнил, что пока Россия только собирает израильские беспилотные летательные аппараты, но "может, удастся выйти на российско-израильское совместное предприятие".
"В целом интеграционные процессы в промышленности России и иностранных партнеров в течение последних лет действительно усилились. Особенно это актуально для сотрудничества с Индией, Китаем и другими развивающимися странами", — подтверждают в "Вертолетах России".
В отрасли указывают: российские компании стремятся завоевать авторитет на рынке послепродажного обслуживания. А следовательно, можно прогнозировать увеличения объемов экспорта — особенно в страны, привыкшие к высокому уровню сервисного обслуживания. Это страны Ближнего Востока, Персидского залива и Юго-Восточной Азии.