Рейтинг@Mail.ru
Культ роскоши в обществе будет только нарастать - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Культ роскоши в обществе будет только нарастать

Читать ria.ru в
Дзен
Демонстративное потребление роскоши является отражением негативной ситуации в обществе, считает член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Павел Родькин.

Павел Родькин, кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Игрок сборной России Павел Мамаев во время матча Евро-2016. Архивное фото
Мамаев отказался извиняться за вечеринку в Монте-Карло
Потребление роскоши, демонстрируемое футболистами, чиновниками, олигархами, и даже силовиками и периодически вызывающее общественный резонанс, является неотъемлемым атрибутом элит и предметом вожделения масс. Возмущение поведением тех же российских футболистов было вызвано не вечеринками в дорогих клубах. Думаю, в случае более успешного выступления российской сборной на Чемпионате Европы реакция на это была бы одобрительной и покровительственной.

Роскошь является важнейшим элементом витрины современного капиталистического общества и наглядным манифестом социального превосходства в пирамиде общественных отношений, освобождением от любых обязательств перед обществом.

Проблема заключается в том, что роскошь нельзя не выставлять при этом на показ, и чем сильнее социальное расслоение, тем выше уровень роскоши и блеска самых разных элит и элиток.

"Карго-культ" роскоши становится сословной привилегией

Неуемная тяга к роскоши охватила периферийные и колониальные элиты (разные группы которой соревнуются сегодня в заездах на дорогих авто) мир-системы глобального капитализма. Значение роскоши и гламура на постсоветском пространстве вполне может быть описано в терминах "карго-культа" (группа религиозных движений в Меланезии, адепты которой поклоняются самолетам и авиационной атрибутике — Ред.), с той лишь разницей, что теперь каждый состоявшийся "абориген" может купить реальный самолет и летать на нем.

Mercedes-Benz G-класса. Архивное фото
ФСБ наказала руководителей и выпускников академии за заезд на Gelandewagen
Роскошь превратилась в синоним принадлежности к метрополии, а в каком-то смысле стала даже своеобразным символическим ВВП постсоветского общества, следовательно, ее положено демонстрировать и наращивать. Политически, роскошь является интерфейсом возвращения российского общества в "докрымское" состояние всех бенефициаров эпохи тучных лет.

С социально-экономической точки зрения роскошь трансформируется в новую сословную привилегию, возвращая в общество дореволюционное классовое различие в одежде и еде. Фактически борьба с роскошью, если бы она вдруг действительно началась вести, например, под флагом духовных ценностей, означала бы создание новых, стилистически наглядных классовых и кастовых барьеров.

Роскошь стала языком самовыражения и элементом самоидентификации элиты, ее воспроизводство в обществе построено по пирамидальному принципу соответствия: низшие подражают высшим в надежде приблизиться к ним. Ошибочно считать показное потребление, усиливаемое медиа, каким-то нарушением приличий или азиатским способом потребления; пир во время чумы — нормальное и устойчивое состояние уверенных в себе и своем положении элит.

Этот образ жизни, который пропастью отделяет элиты от масс, является репрезентацией реального и символического превосходства социального меньшинства над большинством. Шоу-бизнес, который сегодня считается главным распространителем гламура, выполняет здесь всего лишь рекламные и пропагандистские функции самих элит.

Общество потребления рассматривает критику роскоши как зависть

В сети появился клип с выпускниками Академии ФСБ на Gelandewagen
Заезд на Gelandewagen в Москве смонтировали в клип
Атрибуты социального превосходства исторически были всегда недоступны и одновременно демонстративны. Однако в ХХ веке социальная пирамида стала более сложной и многоуровневой, доступ к роскоши получили все остальные классы, в чем, безусловно, проявился известный демократизм общества потребления, необходимый для его поддержания и роста.

В глобальном обществе потребления роскошь формирует специфический образ мысли и привлекательную модель поведения, которая распространяется далеко за формальными границами элит. Общество стремится приобщиться к ценностным формам, которые приводят его к обнищанию и деградации, но критика которых рассматривается исключительно как зависть к более успешным. Ведь все, кто не может позволить себе роскошь, просто завидуют более удачливым согражданам; это уже объяснили еще в девяностые.

© Fotolia / bunyosЯхты в порту Сен-Тропе
Яхты в порту Сен-Тропе

Образ красивой жизни стал социальной и этической ценностью, даже если потребление роскоши и принадлежность к более высоким ступеням социальной оценки и самооценки остается виртуальным. Общество пытается воспроизводить этот язык, стремится приобщиться в прямом смысле этого слова к другому измерению социальной реальности.

Гламуризации уже подверглись спорт, политика, бизнес и власть, поэтому грань между ними все тоньше, а язык коммуникации и модели поведения унифицированы под этот идеологический стандарт. Но за формой меняется содержание власти, политического класса, общественных институтов и, в конечном счете, всех общественных отношений.

Алексей Дьяконов, кандидат богословия, заведующий библиотекой Нижегородской семинарии. Архивное фото
Потребительский обряд Запада и российские старообрядцы
Только не следует забывать, что роскошь исторически всегда соседствует с нищетой и бедностью, эксплуатацией, проституцией, социальным неравенством и отчуждением. Роскошь не является синонимом "красоты" в ее гуманистическом понимании и не гармонизирует общество.

Духовные скрепы не могут противостоять культу роскоши

Публичное потребление роскоши — естественное состояние современного общества. Именно поэтому этот процесс это не может быть отрегулирован и не может быть подвергнут общественному осуждению без изменения всей общественной системы. Культ роскоши проникает во все слои общества, выстраивая пирамиды социального отчуждения, придавая им эстетический блеск и подчиняя себе массовое сознание.

Роскошь является непреодолимым следствием состояния всего социального базиса. Все аргументы и увещевания против неумеренного показного потребления не работают. Все обличения были высказаны в XVIII и XIX веках писателями, философами и общественными деятелями, но, как показывает история, серьезного влияния они не оказали.

Игрок сборной России Александр Кокорин
"Мерседес" за 12 миллионов: СМИ узнали о новых тратах Кокорина
Фактически сегодня нет институтов противостояния идеологии роскоши и социального расслоения. Западный опыт антиглобалистских движений и левых сил показал ошибочность тактик сопротивления массовой культуре. Повторение этих приемов борьбы приведет к тем же результатам.

Роскошь не может быть объяснена этически или даже с позиции "духовных скреп", как плохое поведение очередных мажоров. Такое поведение будет постоянным и еще более сословным.

Единственно реалистический ответ может дать только новый социальный проект, кардинально меняющий политэкономический и социально-политический базис, без которого невозможны позитивные социальные и культурные изменения, и без которого любое осуждение соответствующего образа жизни бесполезно и обессмыслено. Ведь, как известно, "красиво жить не запретишь".

© Fotolia / Tyler OlsonЭкипаж частного самолета приветствует пассажира
Экипаж частного самолета приветствует пассажира
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала