Искандер Валитов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
В частности, Сергей Меняйло, теперь уже экс-губернатор Севастополя, назначен полпредом президента в Сибирском федеральном округе. Известный конфликт Меняйло и Чалого, таким образом, погашен. Но здесь важнее другое. В этом решении проявляется старая, ещё с Византийских времен, традиция: местные элиты, в том числе и в Крыму, должны знать, что живут они и карьеру делают в большой стране, а не в своём околотке.
Объединение Крымского федерального округа с Южным федеральным округом можно рассматривать как фактическое завершение процесса воссоединения Крыма с Россией. Переходный период успешно завершен, крымские чиновники встраиваются в российскую административную вертикаль на общих основаниях. До сих пор имевшая место некая степень вольницы для них заканчивается. Думаю, это хорошая новость для населения полуострова и последнее предупреждение для чиновников.
Также многие обратили внимание на то, что из 4 новых губернаторов и 4 новых полпредов президента, большинство были ранее связаны со спецслужбами. Но откуда сегодня ещё брать кадровый резерв на государеву службу? Не из бизнеса же и, уж тем более, не из "гражданских активистов".
Есть ли у нас кадровая проблема?
Несостоятельность человека на его функциональном месте может быть обусловлена разными причинами. Кому-то не хватило совести и ответственности, кому-то рвения и инициативы, кому-то умения быстро учиться и наращивать необходимую компетентность.
Но других людей у нас все равно нет. Есть ли некий универсальный способ поднимать людей и дотягивать их до стоящих перед ними задач? Что может помочь людям превзойти себя?
Ответ известен. Это увлеченность и вовлеченность в большое интересное дело. Сегодня же не ясно, во что наши люди вовлечены. Административная машина сама по себе ещё не определяет ни деятельность, ни её смысл. У нас нет знания, какую цивилизационную, культурную, социальную конструкцию мы все вместе строим. Нет знания, которое полностью захватывало бы всё наше существо.
То есть кадровые проблемы – это не проблемы с людьми. Нам надо иметь ответ на вопрос, чем мы будем зажигать людей. Какими смыслами, идеями, целями?
В общем виде ответ тоже очевиден: тем, чего ещё не было. Нам нужно создать страну, которой никогда не было. Нам надо увидеть ещё не обжитую, ещё не прожитую, но увлекательную возможность какой-то иной жизни. Возможность, которая нас самих будет удивлять и вдохновлять. Что-то, что таит в себе аромат волшебства, но при этом является возможным.
И такую возможность надо помыслить объектно. Без видения объекта ни сделать ничего нельзя, ни вопросы друг другу задать, ни спросить строго с кого бы то ни было.
О качестве жизни
Есть ли решение, которое позволит удовлетворить всех?
Как это ни странно, оно есть. Надо дать возможность людям создавать и строить те модели жизни и деятельности, которые представляются им предпочтительными. Тогда их жизнь станет гораздо более полной. Для этого надо отказаться от принципа одного пути, одной модели, одного уклада, одной организованности.
По факту у нас это уже произошло. Мы не верим ни в одну модель, и наше государство сегодня, отрезвев, старается держаться подальше от любой светской веры.
Но одно дело — держаться в стороне, другое – осознанно строить такую конструкцию социального и культурного целого, которое нацелено и заточено на увеличение объема жизненности в системе.
Можно быть сверхобеспеченным, можно удовлетворить все свои моральные и духовные потребности, но если наша жизнь будет похожа на день сурка, то весьма скоро её качество перестает быть высоким. Жизнь — это желание новой жизни, обживание её возможных привлекательных форм.
Высокие интенсивность и качество достигаются тогда, когда нами завладевает некая мысль о возможной и чем-то увлекающей нас жизни, возбуждая в нас желание этой жизни. Чем больше человеку удастся разогнать эту свою "мысль-желание", наполнить её своей энергией, перевести в предмет обсуждения с другими людьми, перевести в поступки и действия, тем выше будет объем его жизненности и его качество жизни.
Всё это обеспечивает воспроизводство сложившихся форм организации жизни и деятельности и воспроизводство самих людей, как элементов этих систем. Всё это замечательно, только никто даже не измеряет объемы жизненности в таких системах: объемы желаний, энергий, интенсивности, – всего того, что и составляет жизненность и качество.
Мы должны быть заряжены идеей большой страны с необычайно высоким качеством жизни. Человек с неизбежностью включен в культурные и социальные организованности. Собственно он и человеком является в той мере, в которой он является элементом таких организованностей. Создать первосортную страну – значит создать страну с большим разнообразием стилей и образов жизни, с многообразием обживаемых систем деятельности.
И самое главное, страну, в которой есть все условия, чтобы самому открывать новые возможности и создавать новые образцы жизни и деятельности.
С точки зрения привычной логики, создание такой разнообразной, многоаспектной, многовекторной страны есть нонсенс, социальный хаос. С точки зрения жизни – это высокое качество.
Трансформация власти
Теперь функции власти смещаются от предложения и навязывания выгодных для всех правил общежития, общих целей в сторону создания условий для творчества, обеспечения того, чтобы различные группы, двигающиеся в различных направлениях, не пересекались и не мешали друг другу.
И более того, резко усложняется и актуализируется интегрирующая функция власти: ей, для того, чтобы сохранить целостность системы, надо обеспечить коммуникацию всех со всеми, организацию взаимопонимания, выделение и оформление достигнутых высоких образцов развитости. Надо обеспечить возможность для всех осваивать и обживать полученный экспериментирующими группами опыт.
Т.е. власть превращается в платформу, на которой, с одной стороны, создаются и обживаются самые разные автономные формы жизни и деятельности, а с другой – они же и взаимопроникают, взаимообогащаются.
Такой образ страны и власти предполагает перепроектирование правовых, финансовых, коммуникативных структур. Свободная законодательная рамка, соответствующие механизмы финансовой поддержки должны позволять отдельным людям и их группам становится источником новых форм жизни и деятельности. Таким может быть наш ответ на глобализацию и унификацию мира.