Владимир Лепехин
8 августа в Баку проходит встреча президентов Азербайджана, Ирана и России. 9 августа состоится встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербурге. И уже на следующий день президент России встретится с главой Армении Сержом Саргсяном в Москве.
Три абсолютно не праздные встречи в течение трех дней с участием ключевых держав северной части Ближнего Востока и все три — с участием России. Что это, как не предвестник и одновременно следствие переформатирования самого горячего на сегодня региона мира с резким усилением в нем роли России?
Встреча в Баку
Встречу президентов Азербайджана, Ирана и России в Баку следует считать новой страницей в современной геополитике, открытие которой давно назрело, но тормозилось известными силами, стремящимися контролировать Ближний Восток и каждую из стран региона в отдельности.
Полагаю, что пришло время для формирования на Ближнем Востоке (или по меньшей мере в его северной части) новых и самостоятельных форматов межгосударственного взаимодействия: Азербайджан—Иран—Россия, Азербайджан—Россия—Турция, Азербайджан—Армения—Россия, Россия—Турция—Израиль и других, а в перспективе — "кавказской шестерки", "каспийской пятерки", "черноморской семерки", etc.
Не исключаю, что встреча в Баку станет прологом к формированию таких форматов и даже основанием для заключения в ближайшем будущем своего рода "Евразийского консенсуса" (по аналогии, например, с "Вашингтонским консенсусом"), призванного зафиксировать базовые принципы взаимоотношений государств Ближнего Востока, а также системного противостояния международному терроризму.
Азербайджан, Иран и Россия — три углеводородные державы. Объективно они — конкуренты на мировом рынке, и этим фактом пользуются те силы, которые хотели бы контролировать мировой рынок углеводородов в своих интересах, стравливая государства Ближнего Востока и не давая им войти в режим диалога.
С моей точки зрения, первым и главным результатом сотрудничества названных стран (при участии Турции) должно стать совместное (консенсусное) решение вопросов, касающихся интеграции усилий этих стран в сфере транспортировки углеводородов.
Чрезвычайно важной является координация усилий ближневосточных государств и в вопросах развития транспортных коммуникаций и логистики. В перспективе Азербайджан, Иран и Россия, а также Армения, Турция, Сирия, Израиль и ряд других стран региона станут частью единого евразийского рынка (Евразийской зоны свободной торговли), и инфраструктуру этого рынка нужно закладывать уже сейчас.
Новый этап в отношениях России и Турции
В особенности это касается Турции, где благодаря усилиям Запада сформировался особый тип внешнего управления этой страной — через военных, встроенных в систему НАТО. В итоге за спиной президента Турции принимались такие, к примеру, судьбоносные решения, как атака на российский самолет.
Сегодня либеральные СМИ и прозападные эксперты пугают обывателя "диктатором" и "исламистом" Тайипом Эрдоганом, не замечая, что судьба Турции зависит не столько от градуса исламизма у того же Эрдогана, сколько от того, чей "диктатор" будет возглавлять эту страну — проевразийский или проамериканский.
Сегодня ситуация в мире складывается так, что Турции нет резона биться в закрытые двери разваливающегося Европейского союза и продолжать служить в "шестерках" у все более проблемных США.
При всех своих колоссальных внутренних проблемах Турция — одна из самых динамично развивающихся стран региона, объективно стремящаяся к полноценной суверенности. Соответственно, России желательно иметь такую страну в союзниках, а не в противниках.
Вот почему президенты России и Турции вынуждены называть своего визави "другом" — не из-за личных симпатий (симпатии тут вообще ни при чем), но в силу геополитической необходимости.
Сегодня большинство российских экспертов считают, что главным вопросом, который будут обсуждать Путин и Эрдоган в Санкт-Петербурге, станет вопрос возобновления проекта "Турецкий поток". В действительности, главная тема — тот геополитический союз между Турцией и Россией, который сегодня способен трансформировать Ближний Восток, а завтра — все евразийское пространство. И трансформировать его в интересах безопасности и экономического развития региона, а не в угоду потребностям Вашингтона, Лондона или Брюсселя.
Турецкая сторона подчеркивает, что сотрудничество с Россией в области энергетики — лишь одна из тем предстоящей встречи двух президентов. По мнению посла Турции в России Умита Ярдыма, "президенты в ходе переговоров 9 августа наметят дорожную карту для того, чтобы вывести наши отношения на качественно новую ступень".
Российско-армянские отношения: проблемы и перспективы
Встреча президентов России и Армении 10 августа в Москве состоится в двух взаимосвязанных контекстах. Во-первых, в контексте итогов переговоров Владимира Путина с президентами Ирана, Азербайджана и Турции. А во-вторых, в контексте последствий столкновений радикальной оппозиции с властью, произошедших в Армении с 17 по 31 июля.
Та твердость, которую Серж Саргсян проявил в ходе подавления мятежа в Ереване, позволяет надеяться, что глава Армении готов к серьезным шагам в экономике страны и намерен передать Владимиру Путину конкретные предложения. Но ключевым вопросом на встрече станет все же вопрос о ситуации в зоне карабахского конфликта.
Дело в том, что ереванский мятеж (который оппозиция склонна называть "народным восстанием") завел Армению в тупик.
В ходе "восстания" произошла стыковка прозападных демагогов с карабахскими радикалами. Ну а бойцов оппозиционной группы "Сасна Црер" попросту использовали те, кто заинтересован в срыве переговоров между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху.
Думаю, что именно эту ситуацию Саргсян и постарается довести до Владимира Путина 10 августа.
Подробнее об армяно-азербайджанском конфликте в Нагорном Карабахе читайте в справке РИА Новости >>