МОСКВА, 31 авг — РИА Новости, Лариса Жукова. РИА Новости продолжает цикл публикаций об иностранцах, которые переехали в нашу страну. Сегодня наш герой — англичанин Доминик Фин. Он рассказал о русском юморе, об особенностях бизнеса и о том, почему Россия интересна западным политологам.
Доминик Фин родился в Лондоне. С самого детства британец интересовался политикой и другими культурами: его отец был дипломатом в арабских странах. По словам англичанина, ни в школе, ни в семье о России практически ничего не рассказывали, поэтому исследовать восточноевропейскую страну было неким вызовом:
"В 2006 году, когда я начал заниматься Россией, все очень быстро и кардинально менялось по сравнению с ситуацией в 90-е. Роль России – члена Совета Безопасности ООН – на международной арене стремительно росла. Экономика переживала настоящее возрождение. Ваша страна представляла для меня особенный интерес, учитывая, что в Англии знают лишь пару имен из мира российской политики".
До переезда в Россию Доминик прожил несколько лет в Париже, где работал во Французском институте международных отношений, писал исследования по внешней политике России и читал русскую литературу:
"В романе Толстого "Война и мир" меня поразило понимание психологии, глубокий анализ связей между людьми, их надежд и страхов, любви и конфликтов. Даже когда Толстой описывает войну, все по-человечески понятно. Там много ярких персонажей, но мой любимый герой – Николай Ростов".
В Париже Доминик познакомился с россиянкой, которая помогла развенчать множество мифов о нашей стране. Например, о том, что русские – хмурые:
"Существует некий стереотип о грубости русских. Для англичан сказать прямо о том, что им не нравится, – это грубо. Мы обычно очень медленно и осторожно доносим свою мысль, учитываем контекст, нюансы. В России же люди сразу говорят что думают. Но это не желание обидеть – это просто прямота и открытость".
В России британец живет уже 4 года. Первый раз, когда Доминик приехал в Россию, он потерялся в центре Москвы – на Патриарших прудах. По-английски дорогу спрашивать было "стыдно", а русский он знал тогда плохо. Спустя какое-то время местный житель помог опровергнуть еще один стереотип о россиянах:
"В Англии многие думают, что в России любят выпить. Но каково же было мое удивление, когда спустя месяц жизни в России один русский мужчина поделился своим мнением о том, что много пьют именно в Англии. Он пояснил: когда англичане сидят в пабе и выпивают "кругами" (по числу собравшихся), они никогда не закусывают. Это действительно так, но я никогда об этом не думал".
Спустя 10 месяцев стажировки предстояло вернуться на родину, но Доминик так полюбил столицу России и русский язык, что решил остаться.
"Жизнь тут динамичнее, чем в Лондоне или Париже. Мне кажется, это удача – жить и работать здесь, потому что в России больше перспектив, возможностей, задач. В Англии перемены происходят очень медленно. Самое сложное здесь – это, банально, язык. Пробую шутить на русском, но иногда останавливаюсь посередине фразы, чтобы вспомнить слово – получается глупо. Еще иногда у вас черный юмор, на это тоже нужно настроиться".
Доминик работает в международной консалтинговой компании PBN Hill+Knowlton Strategies, специализирующейся на стратегических коммуникациях. Он консультирует иностранных инвесторов по особенностям российского бизнес-ландшафта. По словам британца, главная проблема, с которой сталкиваются западные предприниматели, – это кажущаяся идентичность России и Европы. Для успешного бизнеса важно понимать, что Россия – страна со своей историей и культурой. Также есть и свои особенности ведения дел:
"Бизнес по-русски – это очень длительный процесс обсуждения и переговоров, после которого периодически возникает продолжительная пауза. Возможно, результатов и не будет. Но иногда внезапно все делается за две недели, на высокой скорости. Не знаю, где там механизм, который все тормозит".
В России тоже есть свои стереотипы: например, что западный бренд – это всегда синоним качества. Но, по словам Доминика, эта тенденция сходит на нет: российские покупатели становятся все более избирательными и требовательными, по сравнению с европейцами. Россиян постоянно нужно удивлять. Здесь лучше ориентируются в брендах и знают цену вещам.
Друзьям в Англии Доминик часто объясняет детали происходящего в России: по его словам, на Западе довольно поверхностное восприятие вещей. Например, западному человеку непонятно, что для России Олимпиада – это не просто спортивные соревнования. Это вопрос престижа на международной арене и почти личная тема: многим россиянам важны результаты спортсменов и отношение к ним. Также, по мнению Доминика, люди в России хорошо разбираются в политике стран Запада, имеют свое мнение и готовы открыто его обсудить.
Когда приезжают друзья из Европы, Доминик показывает им Москву и Петербург. Родители, которые были здесь два года назад, сумели оценить выбор сына. Но, по мнению англичанина, чтобы создать целостный образ России, нужно показать все города понемногу. Как аутентичные (например, Суздаль, Ярославль, Тула, Архангельск), так и менее туристические места, страдающие от экономических изменений. Хотя города, приходящие в упадок, встречаются не только в России, уверяет Доминик: родной город его отца, бывший индустриальный центр Англии по производству тканей, также приходит в запустение.
И хотя в путешествиях нередко бывают трудности, когда приходится потратить немало сил, чтобы получить помощь обслуживающего персонала, Доминик убежден, что его ждет множество открытий. Ближайшие цели – Камчатка, Омск, Астрахань, Байкал. Британца вдохновляет природа России, культурное и национальное разнообразие и общение с местными людьми. Он с улыбкой признается, что жизнь в России изменила его характер:
"Для англичанина я стал говорить достаточно честно. И это, вопреки опасениям, не портит отношения с окружающими. А если серьезно, я восхищаюсь вашей страной и ее способностью преодолевать самые сложные ситуации. У вас долгая история, богатая культура, важная роль в мире. Надеюсь, что моя работа здесь помогает развивать экономическое сотрудничество между нашими странами".