Рейтинг@Mail.ru
Ледяной ад: как шли арктические конвои - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ледяной ад: как шли арктические конвои

© РИА Новости / Владимир Трефилов | Перейти в медиабанкЛюди фотографируются напротив МПК-130 "Нарьян-Мар" на праздновании 75-летия со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш"
Люди фотографируются напротив МПК-130 Нарьян-Мар на праздновании 75-летия со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя Дервиш
Читать ria.ru в
Дзен
В день 75-летней годовщины прибытия в Архангельск первого союзного арктического конвоя Сергей Варшавчик напоминает о том, как моряки прорывались сквозь ветер и лед все четыре года войны.

Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"

Генеральный Консул Великобритании в Санкт-Петербурге Кит Аллан, чрезвычайный и полномочный посол США в России Джон Фрэнсис Теффт во время возложения венков и цветов к мемориалу на Британском воинском захоронении Вологодского кладбища
Главам дипмиссий стран-участниц операции "Дервиш" вручили памятные знаки
Ровно 75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

Идти приходилось по пустынным районам Арктики, где бушевали постоянные шторма. Сегодня в Архангельске в память о моряках из СССР и стран-союзников, которые погибли при доставке очень нужных СССР грузов, на воду будут спущены венки.

Счастливый "Дервиш"

© РИА Новости / Владимир Трефилов | Перейти в медиабанкВетераны союзных армий Северных конвоев на праздновании 75-летия со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш"
Ветераны союзных армий Северных конвоев на праздновании 75-летия со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя Дервиш

Самый первый конвой, получивший название "Дервиш", вышел из Ливерпуля 12 августа и после короткой остановки в Исландии прибыл в СССР без приключений. Семь судов благополучно доставили на берег 15 истребителей "Харрикейн", тысячи магнитных бомб и глубинных мин и множество других полезных для войны грузов.

Охрана во главе с авианосцами "Аргус" и "Викториес" была куда многочисленнее самого каравана. Но немцы не обнаружили эту внушительную армаду.

Переговоры

После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.

Ближайший соратник Рузвельта Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.

© РИА Новости | Перейти в медиабанкПрибытие в Москву личного представителя президента США Гарри Гопкинса. Июль 1941 года
Прибытие в Москву личного представителя президента США Гарри Гопкинса. Июль 1941 года

Окончательно о конвоях стороны договорились на нескольких встречах в Москве в конце сентября — начале октября 1941 года. Основными переговорщиками были нарком обороны Сталин, американский дипломат и промышленник Уильям Гарриман, а также британский дипломат и бизнесмен Уильям Бивербрук.

Поиск морских путей

Министр культуры РФ Владимир Мединский. Архивное фото
Мединский назвал уникальным опыт сотрудничества союзников во Второй мировой
Морские поставки военных грузов через Черное и Балтийское моря были к тому времени исключены — враг рвался к Крыму и стенам Ленинграда. Наиболее безопасным был тихоокеанский вариант, через Владивосток. Однако путь по нему занимал около двадцати суток, после чего грузы надо было транспортировать по Транссибу через всю страну.

Иранский вариант был еще длиннее: грузы с восточного побережья США шли вокруг Африки в порты Ирана более полутора месяцев. После этого их надо было долго везти.

Самым коротким путем оказался арктический маршрут. Путь кораблей из Великобритании на север СССР занимал около двух недель. Но Советский Союз не располагал в этом регионе флотом, который был бы в состоянии перевезти полмиллиона тонн военных грузов (именно о такой цифре договорились союзники).

Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.

Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.

От Британии через Исландию

Чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в России Лори Бристоу. Архивное фото
Посол Британии: нельзя забывать героизм союзников во время Второй мировой
После "Дервиша", проторившего путь на север СССР, следующие караваны получили аббревиатуру PQ (по имени британского офицера П.К.Эдвардса, формировавшего их) и порядковые номера. Плывущие в обратном направлении именовались QP.

Караваны формировались в британских портах и, дозаправившись топливом в Исландии, которая с 1940 года была оккупирована Великобританией и США, плыли в северные советские порты.

Мурманск, как незамерзающий порт, был и ближе и удобнее. Но всю осень 1941 года вокруг него кипели бои. Поэтому первые пять PQ шли дальше — через Белое море, к Архангельску.

© РИА Новости / Александр Демьянчук | Перейти в медиабанкУчастники исторической реконструкции "Конвой PQ-15", посвященной подвигу участников Полярных конвоев в Санкт-Петербурге
Участники исторической реконструкции Конвой PQ-15, посвященной подвигу участников Полярных конвоев в Санкт-Петербурге

Несмотря на то, что дно городского порта было значительно углублено, к зиме стало понятно, что сквозь льды караванам не пробиться. Поэтому шестой PQ был направлен в конце 1941 года уже в Мурманск.

Ближнее и дальнее охранение

Как правило, в арктический конвой входило семь-восемь транспортов с грузами, которые шли короткими кильватерными колоннами, постоянно меняющими курс, чтобы затруднить атаку подводных лодок.

Ближнее прикрытие составляли небольшие боевые корабли — эсминцы и тральщики. В их задачу входила борьба с субмаринами и поиск морских мин.

Дальний эскорт в лице тяжелых крейсеров держался ближе к вражескому берегу и прикрывал конвой от прорыва вражеских надводных кораблей и налетов авиации.

Покончить с арктическими перевозками

Британский и шотландский флаги на здании банка Lloyds в Эдинбурге. Архивное фото
В Эдинбурге чествуют ветеранов Северных конвоев
До поры до времени все шло хорошо. Самый опасный участок пути проходил в тот период, когда караван огибал Норвегию, оккупированную Германией. В ее фиордах таились не только быстроходные морские охотники и эсминцы, но и головная боль Британского адмиралтейства — линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи с половиной тонн.

© Фото : Public domain Линкор "Тирпиц" в норвежском Альтен-фьорде
Линкор Тирпиц в норвежском Альтен-фьорде

Первый тревожный звонок для союзников прозвенел в начале 1942 года, когда 2 января немецкая подлодка U-134 потопила торговое судно "Вазиристан" из состава каравана PQ-7а. 17 января U-454 пустила на дно эсминец "Мотабеле" из состава конвоя PQ-8. Из экипажа удалось спастись лишь двум матросам. Это была первая потеря среди боевых кораблей Великобритании. Но не последняя.

Обеспокоенные активностью британского флота в Северной Атлантике и Баренцевом море немцы решили покончить с арктическими перевозками, усилив свой флот в Норвегии линкором "Шарнхорстом", тяжелыми крейсерами "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", а также более дюжиной подводных лодок.

Жертва немецких кораблей

Мужчина фотографирует ледокол Красин. Архивное фото
Несколько российских городов поприветствуют старейший ледокол "Красин"
С конца февраля 1942 года немецкие корабли во главе с "Тирпицем" стали регулярно выходить в океан на перехват конвоев. Появились жертвы и среди советских моряков.

7 марта немецкий эсминец потопил грузовой пароход "Ижора" с грузом досок, идущий из Мурманска в Рейкьявик и отставший от каравана QP-8. При этом груз судна долго не давал расстреливаемому судну утонуть. В итоге несчастный лесовоз был уничтожен в упор глубинными бомбами.

Но погибла "Ижора" не зря. Корабли очередного союзного конвоя получили сигнал бедствия с парохода и смогли избежать нежелательной встречи с "Тирпицем".

Затонувшее золото СССР

Однако Германия не оставляла попыток сорвать северные перевозки. Несчастливой стала цифра 13 для очередного РQ, который по пути в Мурманск лишился пяти транспортов и одного корабля охранения. РQ-14 потерял одно судно, РQ-15 — три.

РQ-16 пришел в Мурманск без семи потопленных транспортов. 30 апреля 1942 года U-456 отправила на дно легкий британский крейсер "Эдинбург", который во главе конвоя QP-11 перевозил на своем борту 465 золотых слитков общим весом в пять с половиной тонн.

Золото предназначалось в уплату СССР ленд-лизовских поставок сверх нормы. После войны ценный груз был поднят с океанского дна и поделен между Великобританией и Советским Союзом. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец "Герман Шерман".

Катастрофа каравана PQ-17

Британская принцесса Анна. Архивное фото
Британская принцесса Анна прибыла в Архангельск на 75-летие конвоя "Дервиш"
Наибольший успех кригсмарине одержали в случае с караваном PQ-17 в ходе операции "Ход конем". Нацисты планировали уничтожить вышедший 27 июня 1942 года конвой совместными усилиями своих подлодок, надводных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. "Конем" должен был стать "Тирпиц", пугало британского флота.

В английском адмиралтействе, получив сведения о выходе грозного линкора на перехват PQ-17, не нашли ничего лучше, как приказать каравану рассеяться. Крейсерам же порекомендовали повернуть назад во избежание неизбежных потерь в случае боя с "Тирпицем".

© Фото : Public domain Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда, Исландия. 1942 год
Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда, Исландия. 1942 год

Немцы, узнав о том, что корабли эскорта ушли, вернули "Тирпиц" на место стоянки. Беззащитный конвой они преследовали с помощью подлодок и авиации. В итоге потери PQ-17 оказались катастрофическими. Было потоплено 22 транспорта, большую часть которого торпедировали германские подводники. Потери немцев составили 11 самолетов.

В попытке одержать легкую победу

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов
Орлов: нужно хранить память о подвиге моряков антигитлеровской коалиции
После этого разгрома британцы долго не решались посылать следующий конвой. PQ-18 отправился в путь лишь 2 сентября 1942 года. Его прикрывал авианосец "Эвенджер" и внушительная группа надводных кораблей.

Немцы, надеявшиеся на легкую победу, понесли серьезные потери. Был сбит 41 бомбардировщик и потоплено три подводные лодки. Англичане потеряли 13 транспортов и девять самолетов. Свои надводные корабли немцы не использовали. "Тирпиц" и "Лютцов", а также несколько эсминцев после операции "Ход конем" стояли на ремонте.

На обратном пути из Мурманска нацисты потопили еще три транспорта и два боевых корабля из состава PQ-18, который стал последним конвоем под таким названием.

© Фото : Public domain Атака немецкими самолетами арктического конвоя PQ-18
Атака немецкими самолетами арктического конвоя PQ-18

Неудача "Адмирала Хиппера"

Следующий назывался JW-51B и вышел он спустя несколько месяцев после предыдущего, 22 декабря 1942 года. 31 декабря в Баренцевом море арктический караван подвергся нападению двух тяжелых германских крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов".

В ходе ожесточенного морского боя англичане потеряли два боевых корабля — эсминец и тральщик. У немцев был потоплен эсминец и тяжело поврежден "Адмирал Хиппер". JW-51B благополучно прибыл в СССР, не потеряв ни одного транспортного судна.

Гибель немецкого линкора

Последнюю серьезную попытку сорвать стратегические морские северные перевозки союзников нацисты предприняли в декабре 1943 года. На этот раз они нацелились на конвой JW55B, который 20 декабря вышел из Ливерпуля. На перехват каравана немцы послали линкор "Шарнхорст" в сопровождении пяти эсминцев.

Архангельск. Архивное фото
В Архангельске открылась выставка "Полет над Арктикой сквозь время"
Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк".

В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорка" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.

Принцесса Великобритании Анна после возложения венков и цветов к мемориалу на Британском воинском захоронении Вологодского кладбища в Архангельске в рамках празднования 75-летия со дня прихода в Архангельск первого союзного конвоя Дервиш
Празднование 75-летия конвоя "Дервиш" - в фотоленте Ria.ru
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала