МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. Эксперты высказались по поводу выдвижения новой картины Андрея Кончаловского "Рай" на соискание премии "Оскар" в 2017 году.
Члены комитета также рассматривали кандидатуры Кирилла Серебренникова с фильмом "Ученик", Александра Миндадзе с картиной "Милый Ханс, дорогой Петр" и Николая Лебедева с лентой "Экипаж".
Большие шансы на успех
Картина Андрея Кончаловского "Рай" имеет больше шансов на успех, чем другие претенденты от России этого года, считает киновед Кирилл Разлогов.
По его словам, выбор комиссии вполне логичен: недавний успех в Венеции привлек внимание членов комитета. С другой стороны, в России картина до сих пор не получила широкого проката, поэтому о ней мало кто знает.
"Это на грани нарушения правил Американской киноакадемии, которая требует полноценного проката до 1 октября. В отличие от ситуации, которая была несколько лет назад, когда выдвигали картину Кончаловского "Дом дураков" и в конкурентах у него была "Кукушка" Александра Рогожкина, которая, на мой взгляд, имела больше шансов на успех, сейчас у него конкурентов нет, хотя о некоторых картинах можно подумать, что их шансы такие же, как у "Рая", — сказал Разлогов РИА Новости.
Он заметил, что новый фильм Кончаловского очень интересен, но может быть слишком зашифрован для Американской киноакадемии, поскольку "режиссер немножко перемудрил по отношению к обычному зрителю, а американские киноакадемики зачастую ведут себя как обычные зрители".
Продюсер Александр Роднянский, который также входит в состав комитета, сообщил в интервью "Известиям", что для серьезной борьбы необходимо соблюдение нескольких условий, которые в случае Кончаловского выполнены полностью.
"Первое — участие или награда в конкурсе одного из двух больших фестивалей: у Кончаловского — "Серебряный лев" за режиссуру. Это очень хорошая платформа. Второе — нужна очень хорошая западная пресса: у "Рая" она отличная. Третье — у Кончаловского большое международное имя, он крупная фигура. Это очень достойный кандидат от России. На данный момент не может быть лучше", — сказал продюсер.
Граница между добром и злом
Черно-белый фильм Кончаловского рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны: русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС Хельмута. Действие фильма разворачивается преимущественно в немецком концлагере. Главные роли в картине исполнили Юлия Высоцкая, немецкий актер Кристиан Клаус и француз Филипп Дюкен.
По словам режиссера, в основу сюжета легла давно прочитанная им книга о русской аристократке в эмиграции, которая в годы войны укрывала в своей парижской квартире еврейских детей.
"Но пересказывать сюжет бессмысленно, потому что не он был для меня главным. Меня интересовала та серая зона, в которой нет резкой границы между добром и злом. То, как эти два понятия переплетаются и даже меняются местами. Любая личность — это поле битвы между Богом и Дьяволом", — рассказал Кончаловский в интервью "Российской газете".
Он признался, что окончательное решение пришло к нему "как вспышка молнии", когда он увидел Юлию Высоцкую в драматической роли.
"Вот за три секунды увидел весь фильм! Во всяком случае ощущение, что увидел все — от начала до конца. А потом надо все это записать на бумагу. А потом — попытаться шаг за шагом нащупать и реализовать на экране то, что пришло в миг озарения", — подытожил режиссер.
Актуальная тема
Член оскаровского комитета режиссер Николай Досталь подчеркнул, что тема, которую затронул Кончаловский в своей картине, "до сих пор работает".
"Я считаю, что у него шансы есть. По одной причине, что эта тема такая. Она до сих пор не изжита, и она до сих пор в кино работает. Это раз. А второй приз Венеции? Хоть и не самый главный. Вот эти два компонента", — сказал Досталь в интервью радиостанции "Говорит Москва".
По его словам, предугадать решение Америкаской киноакадемии нельзя, но его мнение сошлось с мнением Кирилла Разлогова: он подчеркнул, что шансы на победу у фильма "Рай" есть.
Премьера фильма состоялась на 73-м Венецианском кинофестивале, где картина получил главный режиссерский приз — "Серебряного льва".