Захар Виноградов, РИА Новости
Анна Лаба, РИА Новости Украина
Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
На Украине полным ходом идет война с памятниками. В четверг, 22 сентября, стало известно об осквернении в парке Победы в городе Николаеве памятника пограничникам. В этот же день на территории Засульского сельского совета Лубенского района Полтавской области неизвестные вандалы осквернили памятник погибшим во время Второй мировой войны евреям, измазав монумент черной краской. А несколькими днями ранее в Каменске Днепропетровской области хулиганы сделали оскорбительные рисунки на мемориальной доске украинского диссидента и политика, Героя Украины Вячеслава Черновола.
По нашей просьбе историки и политологи Украины ответили на вопросы о причинах и возможных последствиях этой войны.
— Закон о декоммунизации подразумевает уничтожение памятников и исторических объектов советской эпохи. Как вы считаете, насколько справедливо то, что в этот список попали памятники тем людям, которые освобождали Украину от немецко-фашистских захватчиков?
Владимир Корнилов, директор Центра евразийских исследований:
Их задача — полностью зачистить украинскую историю, чтобы затем было легче ее фальсифицировать. Уже пройден этап ликвидации памяти о коммунистическом прошлом Украины. Следующим логичным этапом будет возвеличивание не только украинских, но и немецких нацистов. Смею вас заверить, это не за горами…
Георгий Касьянов, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории Украины Национальной Академии наук Украины:
— Это закон не об уничтожении. Уничтожение становится фактом как следствие персональной культуры исполнителей и как результат иконоборчества, поскольку коммунизм претендовал на роль гражданской религии. Вопрос о правильности или справедливости я не обсуждаю.
Виктор Пироженко, политический эксперт, кандидат философских наук:
— Кампания декоммунизации в целом несправедлива и несостоятельна ни с какой точки зрения. Но она прикрывает более масштабную задачу — ликвидацию памяти об общей истории малороссов-украинцев и русских. В недавней истории именно Великая Отечественная война, её жертвы, символы и герои объединили русских и созданных большевиками в 20-30-е гг. украинцев. И именно реализация этой задачи толкает нынешних украинских националистов на преступления против памяти о Великой Отечественной.
Андрей Золотарев, руководитель аналитического Центра "Третий сектор":
Когда принимались законы о декоммунизации, общество успокаивали, что этот процесс не затронет памятников тем, кто освобождал Украину от немецко-фашистских захватчиков. На деле все обстоит иначе, есть уже не один прецедент.
Надругательство над бюстом партизанского командира Сидора Ковпака в Киеве — последний пример.
— На Украине сохранились места братских захоронений времен Великой Отечественной войны. Как вы считаете, какая судьба ожидает эти захоронения в ближайшие годы?
Владимир Корнилов:
— Тут можно не гадать. На самом-то деле уничтожение советских и российских памятников в Галичине началось еще в далеком 1989 году, когда Советский Союз еще был жив. Уже тогда появились первые улицы Бандеры, были снесены памятники советским воинам в ряде городов. Теперь в этих регионах идеология национал-социализма (ее адепты называются сейчас социал-националистами) является чуть ли не мейнстримовой.
Георгий Касьянов:
— В большинстве случаев места остаются вакантными. Часть памятников просто уничтожена при демонтаже, часть сохраняется в специально отведенных местах. В Киеве сейчас решают, где их собрать, чтобы создать парк коммунистического периода. В том же Киеве на месте памятника Ленину сейчас устроили место для перформанса — любой желающий может постоять на постаменте.
Виктор Пироженко:
Андрей Золотарев:
— Трудно сказать, что ждет в будущем эти места, равно как трудно прогнозировать, что будет происходить в стране через месяц или год… Понятно одно, что тот, кто затевает войну с прошлым, — теряет будущее.
— Можно ли совместить на единой Украине память о тех, кто "воевал за независимость Украины" (например УПА), и тех, кто воевал за освобождение Украины от немецко-фашистских захватчиков, с которыми та же УПА сотрудничала в конце войны?
Владимир Корнилов:
— Это совместить невозможно. Это все равно что спросить в Израиле, как совместить память палачам СС и жертвам Освенцима. Героизация УПА, Бандеры, дивизии СС "Галичина" требует уничтожения памяти об их жертвах. Иначе быть не может! Но эта героизация, хочешь не хочешь, должна привести и к героизации той идеологии, за которую данные исторические персонажи боролись, то есть идеологии фашизма и национал-социализма.
Георгий Касьянов:
— Как совместить память? Как-то они совмещались до сих пор "явочным порядком". Нынешняя "война памятей" инструментализирована и раздута политиками. Речь идет не только об Украине, но и о России, Польше, и других соседях по Европе, она обеспечивает идеологическое прикрытие текущим политическим интересам.
Виктор Пироженко:
Память о военных преступниках, оуновских изуверах, которые воевали вместе с Гитлером против СССР и существующего в его составе украинского государства — УССР никак не может быть совмещена с памятью о героях Великой Отечественной войны — освободителях. О преступниках тоже надо помнить, но в ином смысле.