Рейтинг@Mail.ru
"Если не я, то кто?": молодые учителя о своей работе в глубинке - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Если не я, то кто?": молодые учителя о своей работе в глубинке

© Фото : из личного архива Алины ЛукинскойАлина Лукинская
Алина Лукинская
Читать ria.ru в
Дзен
Всемирный день учителя отмечается более чем в ста странах по всему миру. Мы поговорили с молодыми учителями, которые уехали работать в российскую глубинку в рамках программы "Учитель для России".

МОСКВА, 5 окт — РИА Новости, Лариса Жукова. День учителя отмечается более чем в ста странах по всему миру. В нашей стране уже второй год работает программа "Учитель для России": общественный проект, привлекающий к преподаванию молодых преподавателей и выпускников лучших вузов страны. Мы поговорили с двадцатилетними учителями, которые уехали в российскую глубинку, и узнали о том, с какими трудностями они сталкиваются и что заставляет их продолжать работу.

Алина Лукинская, 23 года

Откуда: Санкт-Петербург

Где работает: г. Балабаново, Калужская область

© Фото : из личного архива Алины Лукинской Анна Лукинская
Анна Лукинская

Я получила юридическое образование в Санкт-Петербурге, но, проработав по специальности, поняла, что это не мое. Потом уехала в Калининград в детский лагерь дополнительного образования. Сначала работала вожатой, потом занималась методической работой.

В этом году я преподаю в городе Балабаново в Калужской области. Веду историю, обществознание – это двадцать часов в неделю. Из дополнительных кружков – волонтерская и проектная деятельность.

Потребности детей меняются в зависимости от возраста. Младшие (5-7 классы) очень любознательны и умеют учиться для себя. Им интересно работать с учебниками, важно, чтобы была дисциплина, проверки. Кроме того, они любят составлять друг другу тесты с ошибками. Все хорошо усваивают становление Руси и эпоху Александра I, хуже всего идет тема междоусобиц. Каждый урок дети пишут на листочках, что запомнилось лучше всего, а что было непонятно.

Начиная с 8 класса, мотивация учиться снижается. Ни один десятиклассник не представляет, куда и зачем будет поступать. Никто не верит, что можно поступить на бюджет, в московский или питерский вуз. Для них большой город – это Обнинск. Представления о том, чем можно заняться после школы, ограничиваются работой в магазине.

Они учат предмет, чтобы сдать ЕГЭ, и пойти на любое платное обучение в своем городе дальше. Но это не может быть истинной мотивацией! Для меня это пока что обидно и непонятно.

© Фото : из личного архива Алины ЛукинскойАнна Лукинская
Анна Лукинская

В прошлом году я очень хотела попасть в "трудную" школу с детьми из непростых семей. Моя цель была в том, чтобы заниматься с детьми не только образованием, но и вдохновить их на то, чтобы менять свою жизнь своими же силами.

Первая школа оказалась именно такой. Она стояла рядом с трассой. Когда я попросила детей написать сочинение о себе, все написали про торговый центр "Карусель". Вся их жизнь проходила там. Родители постоянно были заняты заработком. 

Один из моих учеников на каждом уроке оскорблял своих одноклассников. Я оставила его после урока, чтобы узнать, откуда у него столько энергии. Он ответил, что ему плохо. Позже я узнала, что его мама и папа были лишены прав, и его усыновили другие родители. Мне пришлось с ними встретиться.

В одном из классов, где постоянно были оскорбления друг друга, я попросила честно поднять руки тех, у кого дома родители непристойно выражаются. Не подняли руку только три человека.

В конце года я узнала, что мои ученики из трудной школы стали победителями районных олимпиад. Для меня это было большой победой. Меня в этой профессии мотивирует все. Я каждый день ухожу из школы с улыбкой.

Олег Орлов, 27 лет

Откуда: Москва

Где работает: пос. Демьян Бедный, Тамбовская обл.

© Фото : из личного архива Олега ОрловаОлег Орлов
Олег Орлов

Я по образованию историк, специализировался на медиевистике и культурной жизни России XIX века. Последние три года работал воспитателем в детском саду в Москве. Работа с детьми мне очень нравилась. У меня давно была идея уехать в глубинку, узнать, что представляет собой наша страна в провинции, и заниматься там образованием. Когда я узнал о программе, я сразу отправил заявку.

Сейчас я в поселке Демьян Бедный – 120 километров на юг от Тамбова. Здесь при советской власти выращивали яблоневые сады, и в 80-е года сюда на заработки стали приезжать этнические курды из Средней Азии. Они составляют четверть населения поселка, а всего здесь полтысячи человек. В школе 42 ребенка. В каждом классе – по четыре-пять человек.

Живу в небольшом доме рядом со школой. Здесь нет интернета – он только в школе, и очень слабая сотовая связь. Зато есть эффект сломанного телефона. Например, я узнал, что, оказывается, приехал сюда за миллион рублей и бежал из Москвы, чтобы не платить алиментов. Но люди добрые. 

Когда мы приехали, дети начали стучать в окно. Искали общения. Я объяснил, что есть дверь, пригласил в гости, показал игру "Монополия". Так мы познакомились. Дети очень открытые, готовы помогать во всем. Футбол – основное развлечение. Но, в целом, их главная деятельность – помощь родителям по хозяйству.

Я работаю пять дней в неделю плюс дополнительное образование: веду латиноамериканские танцы и предпринимательство. Ключевая идея – уметь производить что-либо из имеющихся ресурсов. Это необходимо, потому что альтернатив таким кружкам нет. Районный центр с секцией карате находится в нескольких десятках километров.

© Фото : предоставлено проектом "Учитель для России"Олег Орлов
Олег Орлов

Есть дети, которые привыкли себя считать неуправляемыми. Если бы мне все время говорили, что я "плохой", я бы тоже как-то старался оправдать такие ожидания. Мне кажется, тут главное доверие.

Живущий в приемной семье Сергей (11 лет), Дима (9 лет), живущий в приёмной семье Максим (11 лет) и живущая в приёмной семье Аня (12 лет) (слева направо) на перемене в школе села Сенное в Брянской области
Второе рождение сельской школы: дом, где согреваются сердца
В пятом классе дети еще очень любознательны, и впитывают все, как губка. Моя цель в том, чтобы у детей остались базовые знания – выстроилась хронологическая цепочка: какие эпохи существовали и как между собой связаны. Некоторые думают, что Средневековье заканчивается в 19 веке. Я включаю много игровых моментов. Например, я повесил ватман на стену и написал, что каждый может задать абсолютно любой вопрос по истории, географии, обществознанию. Первые два дня лист висел пустой. Потом начались вопросы. Но очень простые. Я написал: "Задавайте более сложные вопросы". Они ответили: "Мы не можем". Я написал: "Почему? Давайте".

Кто-то написал: "Когда умер Ленин?". Один девятиклассник уточнил в учебнике и ответил сам. 

Здесь неподалеку, в тридцати километров, дом-усадьба Рахманинова, и я был поражен, что почти никто там ни разу не был, хотя это совсем близко. Многие не выбираются дальше поселка или райцентра. Мы организовали экскурсию, и для детей это было целое событие.

Часто я вижу, что детям тяжело усваивать уроки. Но тем не менее им необходимы знания, общения, события. Я здесь нужен больше, чем в Москве, и я на своем месте. Мотивация работать в сельской школе у молодых учителей крайне низка в силу бытовых проблем. Поэтому если не я, то кто?

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала