МОСКВА, 12 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. Зарплаты сотрудников региональных операторов капитального ремонта оказались слишком высокими – в два, а то и в три раза выше, чем средние по региону. Это выяснили эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), проанализировав открытые данные – бухгалтерскую отчетность и годовые отчеты региональных фондов капремонта. А вот эффективность работы ремонтников далеко не на высоте: программу капремонта на 2014-2015 годы большинство регионов в полном объеме не выполнило.
Богатые ремонтники
В тройке самых высокооплачиваемых оказались региональные операторы в Курганской, Астраханской и Ярославской областях.
Так, в Курганской области сотрудники регионального оператора в среднем получают 64 тыс. рублей. Это почти в три раза больше средней зарплаты в регионе. В Астраханской — 73,4 тыс. руб. — в 2,88 раза больше средней.
В Ярославской области сотрудник регионального фонда капремонта получает в среднем 61 тыс. рублей. При этом средняя зарплата в регионе в 2,3 раза ниже.
В Липецкой области и Ненецком автономном округе эти зарплатные показатели операторов составляют 54,6 тыс. руб. и 157,5 тыс. руб. соответственно — превышение в 2,2 раза. В Новосибирской — 54,8 тыс. рублей (в 2,2 раза больше, чем средняя в регионе). В Пензенской области и Удмуртской Республике — 47,3 и 50,66 тыс. рублей соответственно. Это в 2 раза больше средней по региону зарплаты.
Самыми "скромными" оказались региональные операторы в Костромской и Курской областях, Москве, Камчатском крае, ХМАО, Нижегородской области, Томской области, Амурской области, Хабаровском крае, Омской области, и в Красноярском крае. Средняя зарплата сотрудников там "всего" в 1,7 раза больше, чем средняя по региону.
В ОНФ подчеркивают: данные отражают средние зарплаты рядовых сотрудников, а руководители региональных фондов могут получать существенно больше.
Работа не выполнена
При этом выяснилось, что рвения к работе операторы с неоправданно высокими зарплатами как раз-таки не проявляют. В Курганской области выполнено лишь 20% от запланированного на 2014-2015 годы объема работ, в Астраханской – на 22%. А в Ненецком автономном округе дела идут из рук вон плохо: отремонтировано всего 7% домов от запланированного объема.
Интересно, что в субъектах с наибольшими зарплатами "ремонтников" собираемость взносов на капремонт оказалась самой низкой. Меньше всего собрано в Астраханской области – 65%. Эксперты ОНФ уверены: связано это с тем, что люди не получают необходимую информацию о программах капремонта, в том числе, от самого регионального оператора. В ОНФ предлагают: зарплаты сотрудников фондов нужно привязать к эффективности их работы.
"Как могут сотрудники фонда получать большие по меркам региона зарплаты, когда в фонде отсутствует должный контроль реализации программы капитального ремонта, и в итоге запланированные работы не выполнены?" — отметила эксперт рабочей группы ОНФ Светлана Калинина.
Впрочем, по подсчетам Минстроя, собираемость платежей за капремонт по стране в целом — почти 80%, и это "неплохой показатель", демонстрирующий эффективность программы капремонта. Как отметил глава ведомства Михаил Мень, собственники уже не требуют отменить обязательные взносы, но интересуются, когда капитальный ремонт пройдет в их доме, и как перейти на специальный счет.
Управляют сами
Именно создание специального счета позволяет жильцам полностью контролировать расходы на капремонт, как и сроки его проведения, и не зависеть от регионального оператора. Для самостоятельного управления таким счетом нужна организация – это может быть ТСЖ (товарищество собственников жилья), ЖСК (жилищно-строительный кооператив) или же новая форма — ТСН (товарищество собственников недвижимости).
Создав способ управления товариществом, собственники получают право самостоятельно распоряжаться средствами, поступающими от них на содержание и ремонт дома.
"Таким образом, собственники жилья никак не связаны с оператором. Специальный счет капремонта находится под управлением товарищества", — говорит руководитель региональной общественной организации "ЖКХ-контроль" Андрей Пинчуков.
Оператор под контролем
Открыть специальный счет могут и "простые" многоквартирные дома – те, которые управляются коммерческими управляющими компаниями. Специальный счет в таком случае может открыть совет дома, но вот для управления им потребуется привлечь регионального оператора.
"Здесь региональный оператор участвует как исполнитель воли собственников этого дома – точно так же, как это делает ТСЖ. Он самостоятельно не вправе брать эти деньги, направлять на какие-то другие нужды", — объясняет Пинчуков.
Таким образом, можно привлечь оператора и контролировать его, когда в доме открыт спецсчет, но нет своей управляющей организации. в виде товарищества.
Общий котел
Какие дома попадают в фонд капремонта? Это так называемые "пассивные" дома, которые не создали совет дома, не открывали спецсчет. За них власти все решают сами. А деньги таких владельцев попадают в "общий котел" - в фонд капремонта, который распоряжается ими по своему усмотрению.
"Но тут, конечно, власти недорабатывают, так как их обязанность – создать советы домов", — отмечает Пинчуков.
Помимо непрозрачности, у общего котла есть и другой существенный минус: капитального ремонта жильцы могут ждать очень долго.
"Есть куча "пассивных" домов, но один еще ничего, а другой уже разваливается. Фонд капремонта будет ремонтировать второй", — указывает эксперт.
Оставаться в общем котле он рекомендует, если дом уже совсем плох и нуждается в серьезном ремонте. Выбирая, какой дом ремонтировать, фонд капремонта выбирает наиболее пострадавшие от времени дом, а денег, собранных товариществом, когда дом уже весь сыпется, может и не хватить.