Рейтинг@Mail.ru
Свободная касса: зачем нужна плата за пересечение границы на машине - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свободная касса: зачем нужна плата за пересечение границы на машине

© РИА Новости / Алексей Филиппов | Перейти в медиабанкАвтомашина контроля оплаты проезда пользователей государственной системы взимания платы "Платон" на одной из подмосковных автодорог. Архив
Автомашина контроля оплаты проезда пользователей государственной системы взимания платы Платон на одной из подмосковных автодорог. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Инициатива Минтранса ввести плату за пользование пограничными пунктами пропуска — это попытка правительства "штопать дыры" в бюджете за счет бизнеса и граждан, считают эксперты, с которыми беседовал Владимир Ардаев.

Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Машины на Смоленском таможенном посту ФТС России. Архивное фото
СМИ узнали о предложении взимать плату за пересечение российской границы
Министерство транспорта России предложило ввести плату для автомобилей и грузовых поездов за пользование пограничными пунктами пропуска, сообщил в четверг "Коммерсантъ".

Поначалу предлагается сделать платными автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автомобилей взимать плату будут в зависимости от их категорий (легковые или грузовые), с железнодорожных составов — за тонну груза. По словам издания, это лишь первый этап новации.

Министерство планирует создать единого оператора платы по аналогии с известной системой "Платон", предназначенной для сбора таксы за проезд грузовиков по федеральным трассам, и на основе элементов этой системы. Плату могут начать брать уже во второй половине 2017 года.

Собранные средства Минтранс планирует направлять на обустройство пограничных пунктов пропуска — на это ему нужно 250 миллиардов рублей. В условиях дефицита бюджета в министерстве считают целесообразным привлечь для этого дополнительные источники финансирования.

© РИА Новости / Алексей Филиппов | Перейти в медиабанкБортовое устройство, устанавливаемое на автомашине грузоподъемностью свыше 12-ти тонн, после регистрации транспортного средства в государственном реестре системы взимания платы "Платон"
Бортовое устройство, устанавливаемое на автомашине грузоподъемностью свыше 12-ти тонн, после регистрации транспортного средства в государственном реестре системы взимания платы Платон

Минтранс: это — забота о комфорте

Приезжие проходят пограничный контроль. Архивное фото
Минтранс объяснил суть сборов за пересечение госграницы
Сам Минтранс в официальном комментарии, полученном РИА Новости, объясняет необходимость модернизации и развития пунктов пропуска заботой о самих гражданах — им надо создать условия для быстрого и комфортного пересечения границы, избавить от стояния в очередях и сократить время простоя транспортных средств.

Для этого в министерстве продумывают целый комплекс мер — от введения электронных очередей до развития инфраструктуры пограничных пунктов, где кроме Duty Free, могут появиться всевозможные виды сервиса, аптеки, банкоматы, капсульные гостиницы. И это, считают в министерстве, поможет привлечь дополнительные средства, которые пойдут на усовершенствование самих пограничных пунктов.

Что касается платы за пересечение границы, то она может появиться не скоро и не коснется физических лиц — деньги будут брать только с единицы транспорта, поясняют в Минтрансе, обещая, что вопрос будет тщательно прорабатываться и обсуждаться, прежде чем попадет на утверждение в правительство.

"Удавка для перевозчиков"

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), куда обратились РИА Новости, от комментария воздержались, объяснив, что речь пока идет лишь об инициативе, а не о законодательном или нормативном акте.

"Новой удавкой для перевозчиков" назвал этот проект председатель Межрегионального профсоюза водителей профессионалов (МПВП) Александр Котов.

"С таким же успехом можно поставить турникеты у каждого подъезда и собирать деньги на ремонт входной двери. Почему бы и таможню, и пограничников вместе с собаками тоже не перевести на коммерческую основу и не содержать их за счет "клиентов"? Только зачем тогда вообще нужно государство, и для чего я плачу налоги?", — горячится водитель-дальнобойщик с почти 30-летним стажем.

Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы Платон, на одной из подмосковных автодорог
Минтранс может запретить большегрузам выезд из России без оплаты "Платона"
По словам Котова, автомобилисты-перевозчики и без того испытывают на себе гнет — их бизнес давит и государство, внедрившее на федеральных трассах систему "Платон", и чиновники-коррупционеры. Предложение на этом рынке превышает спрос, поэтому доходность их бизнеса остается крайне низкой. А новые сборы на границе, по его мнению, лишь усугубят и без того бедственное положение дальнобойщиков.

Александр Котов не верит в то, что выручка дополнительных средств на содержание пунктов пропуска поможет сократить очереди на границе и сделать процесс ее пересечения более комфортным, нежели сейчас.

© РИА Новости / Игорь Зарембо | Перейти в медиабанкПограничный пункт перехода Мамонтово-2 в Калининградской области
Пограничный пункт перехода Мамонтово-2 в Калининградской области

Удастся ли правительству заработать

Вряд ли правительство много заработает на новых сборах, и вряд ли ему удастся за счет них снизить нагрузку на бюджет, считает доцент Тимирязевской сельскохозяйственной академии Игорь Абакумов.

"Впечатление такое, что экономически это предложение не просчитано и носит, скорее, спонтанный характер. Вместо дополнительных доходов государство может получить убытки. Нововведение принесет удорожание грузоперевозок, во-первых, и сокращение автомобильных путешествий, во-вторых. Если перевозчикам грузов деваться некуда, им надо выполнять контрактные обязательства, то люди просто будут стараться пользоваться другими видами транспорта", — говорит экономист.

Пациент в коляске. Архивное фото
В СФ предлагают освободить от транспортного налога инвалидов I и II групп
"У нас в стране не разработана и не создана экономическая транспортная модель, и все реформы в этой области носят ниточный характер — в том смысле, что ими пытаются как-то "сшить" или "заштопать" распадающееся транспортное хозяйство. Попытка ввести пограничные сборы "на содержание пунктов пропуска" — как раз такого порядка. И это относится ко всем видам транспорта. В итоге за последнюю четверть века число аэродромов в нашей стране сократилось более чем в 5,5 раз — с полутора тысяч до 262", — объясняет профессор Института международных транспортных коммуникаций Виталий Бордунов.

По словам Игоря Абакумова, данная мера оправдана лишь в том смысле, что в нынешних условиях напряженной международной ситуации поток граждан, стремящихся выехать за границу, целесообразно как-то ограничить — в целях их безопасности.

"Новая такса ударит по жителям приграничных районов. Из Санкт-Петербурга, Ленинградской и прилегающих областей многие совершают регулярные поездки — просто "на шоппинг" — в Финляндию, из Мурманской области — в Норвегию, из Калининградской — в Польшу, с юга Сибири и с Дальнего Востока — в Китай. Теперь эти поездки будут им обходиться дороже", — напоминает Абакумов.

За всё заплатит потребитель

В нынешнем году после ликвидации Госграницы пункты пропуска перешли в ведение Минтранса. В конечном итоге, основным его "донором" по финансированию совершенствования этих пунктов станут граждане, утверждает Игорь Абакумов. Дополнительная плата за пересечение границы войдет в цену перевозимых грузов, и оплачивать ее в конце концов будет потребитель.

Значительная часть сельхозпродукции ввозится в страну по железным и автомобильным дорогам. В вагонах прибывает зерно, в фурах — скот, овощи и фрукты, готовые продовольственные товары.

© РИА Новости / Игорь ЗарембоФуры на таможенном посту "Багратионовский" российско-польского участка государственной границы
Фуры на таможенном посту Багратионовский российско-польского участка государственной границы

"Возросшая стоимость перевозок неминуемо войдет в цену конечных продуктов и отразится на ценниках в продуктовых магазинах — просто потому, что иначе быть не может. Перевозчик не станет везти себе в убыток, точно так же, как переработчик и продавец не будут ни производить, ни торговать ниже порога себестоимости", — говорит директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.

Девушка у капота ретро-автомобиля. Архивное фото
Дорогие километры: в какую сумму обходится владение автомобилем в России
Александр Котов, однако, полагает, что подорожание если и будет, то крайне незначительное.

"Сегодня в расходах на автомобильные перевозки сидит так много всевозможных дополнительных "накруток", связанных, в том числе, с существованием множества цепочек посредников, с повсеместными поборами и коррупцией, что дополнительная оплата однократного пересечения границы в их массе вряд ли будет заметной", — говорит автомобилист.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала