Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Поначалу предлагается сделать платными автомобильные и железнодорожные пункты пропуска через границу. С автомобилей взимать плату будут в зависимости от их категорий (легковые или грузовые), с железнодорожных составов — за тонну груза. По словам издания, это лишь первый этап новации.
Министерство планирует создать единого оператора платы по аналогии с известной системой "Платон", предназначенной для сбора таксы за проезд грузовиков по федеральным трассам, и на основе элементов этой системы. Плату могут начать брать уже во второй половине 2017 года.
Собранные средства Минтранс планирует направлять на обустройство пограничных пунктов пропуска — на это ему нужно 250 миллиардов рублей. В условиях дефицита бюджета в министерстве считают целесообразным привлечь для этого дополнительные источники финансирования.
Минтранс: это — забота о комфорте
Для этого в министерстве продумывают целый комплекс мер — от введения электронных очередей до развития инфраструктуры пограничных пунктов, где кроме Duty Free, могут появиться всевозможные виды сервиса, аптеки, банкоматы, капсульные гостиницы. И это, считают в министерстве, поможет привлечь дополнительные средства, которые пойдут на усовершенствование самих пограничных пунктов.
Что касается платы за пересечение границы, то она может появиться не скоро и не коснется физических лиц — деньги будут брать только с единицы транспорта, поясняют в Минтрансе, обещая, что вопрос будет тщательно прорабатываться и обсуждаться, прежде чем попадет на утверждение в правительство.
"Удавка для перевозчиков"
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), куда обратились РИА Новости, от комментария воздержались, объяснив, что речь пока идет лишь об инициативе, а не о законодательном или нормативном акте.
"Новой удавкой для перевозчиков" назвал этот проект председатель Межрегионального профсоюза водителей профессионалов (МПВП) Александр Котов.
"С таким же успехом можно поставить турникеты у каждого подъезда и собирать деньги на ремонт входной двери. Почему бы и таможню, и пограничников вместе с собаками тоже не перевести на коммерческую основу и не содержать их за счет "клиентов"? Только зачем тогда вообще нужно государство, и для чего я плачу налоги?", — горячится водитель-дальнобойщик с почти 30-летним стажем.
Александр Котов не верит в то, что выручка дополнительных средств на содержание пунктов пропуска поможет сократить очереди на границе и сделать процесс ее пересечения более комфортным, нежели сейчас.
Удастся ли правительству заработать
Вряд ли правительство много заработает на новых сборах, и вряд ли ему удастся за счет них снизить нагрузку на бюджет, считает доцент Тимирязевской сельскохозяйственной академии Игорь Абакумов.
"Впечатление такое, что экономически это предложение не просчитано и носит, скорее, спонтанный характер. Вместо дополнительных доходов государство может получить убытки. Нововведение принесет удорожание грузоперевозок, во-первых, и сокращение автомобильных путешествий, во-вторых. Если перевозчикам грузов деваться некуда, им надо выполнять контрактные обязательства, то люди просто будут стараться пользоваться другими видами транспорта", — говорит экономист.
По словам Игоря Абакумова, данная мера оправдана лишь в том смысле, что в нынешних условиях напряженной международной ситуации поток граждан, стремящихся выехать за границу, целесообразно как-то ограничить — в целях их безопасности.
"Новая такса ударит по жителям приграничных районов. Из Санкт-Петербурга, Ленинградской и прилегающих областей многие совершают регулярные поездки — просто "на шоппинг" — в Финляндию, из Мурманской области — в Норвегию, из Калининградской — в Польшу, с юга Сибири и с Дальнего Востока — в Китай. Теперь эти поездки будут им обходиться дороже", — напоминает Абакумов.
За всё заплатит потребитель
В нынешнем году после ликвидации Госграницы пункты пропуска перешли в ведение Минтранса. В конечном итоге, основным его "донором" по финансированию совершенствования этих пунктов станут граждане, утверждает Игорь Абакумов. Дополнительная плата за пересечение границы войдет в цену перевозимых грузов, и оплачивать ее в конце концов будет потребитель.
Значительная часть сельхозпродукции ввозится в страну по железным и автомобильным дорогам. В вагонах прибывает зерно, в фурах — скот, овощи и фрукты, готовые продовольственные товары.
"Возросшая стоимость перевозок неминуемо войдет в цену конечных продуктов и отразится на ценниках в продуктовых магазинах — просто потому, что иначе быть не может. Перевозчик не станет везти себе в убыток, точно так же, как переработчик и продавец не будут ни производить, ни торговать ниже порога себестоимости", — говорит директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов.
"Сегодня в расходах на автомобильные перевозки сидит так много всевозможных дополнительных "накруток", связанных, в том числе, с существованием множества цепочек посредников, с повсеместными поборами и коррупцией, что дополнительная оплата однократного пересечения границы в их массе вряд ли будет заметной", — говорит автомобилист.