МОСКВА, 15 окт – РИА Новости. Антон Поляков. В среду многие китайские СМИ, цитируя слова заместителя руководителя "Управления по вопросам киберпространства КНР" Жэнь Сяньляна, в очередной раз сообщили, что Китай придерживается открытой политики в отношении развития интернет-пространства и приветствует возвращение иностранных компаний при условии соблюдения ими законодательства страны.
Чего нельзя в "Чайнете"
Текущая работа интернет-отрасли в Китае регулируется целым рядом законов и постановлений, которые начали вводиться еще с 1994 года. Согласно им в Сети запрещены призывы к свержению власти и социализма, нарушению целостности страны, терроризму и национализму, распространение информации с сексуальным подтекстом, лжи и слухов, а также нанесение вреда госорганам. Список ограничений весьма велик и постоянно расширяется.
Последний год идет заметное усиление давления. Так, например, прессе запрещено брать информацию из соцсетей, цитировать иностранные СМИ без согласования с властями и публиковать новости, продвигающие западный образ жизни.
Великий китайский файрвол
Основным поводом для закручивания гаек является опасение властей смены социальных настроений. В Китае проживает более полутора миллиардов человек, и любое возмущение общественности может привести к самым тяжелым последствиям. Оттого введение цензуры видится властями мерой обязательной.
Кроме того законом и указами крупные сервисы и поисковые системы обязывались фильтровать информацию используя собственные ресурсы, в противном случае блокировка не заставила бы себя долго ждать. Впрочем, заблокировать могут что угодно и в какой угодно момент. Например, летом 2014 года на фоне протестов в Гонконге власти полностью заблокировали Instagram, где публиковалось множество фотографий с уличных событий. Блокировка на материковой части Китая не снята до сих пор. При этом любопытно, что жители Гонконга пользуются им свободно.
Кроме цензуры китайские власти пытаются подыграть локальному бизнесу. Одним из практикуемых ими способов является "удушение". Это когда скорость передачи данных от сайта замедляется до неприемлемого уровня. В свое время такие меры применялись, в том числе, и к Google.
Чем богат "Чайнет"
Сегодня обычному человеку в Китае практически невозможно зарегистрировать свой домен. При подаче заявлений необходимо указать номер лицензии на коммерческую деятельность, которой у большинства граждан нет. Тем не менее, китайский сегмент развивается очень активно, в том числе благодаря невероятному количеству пользователей, давно превысивших отметку в полмиллиарда.
Самая яркая звезда китайского интернета – поисковик Baidu. Его можно считать аналогом российского "Яндекса". Кроме поискового сервиса в его активе имеется еще несколько десятков разнообразных проектов, включая карты, облачное хранилище, энциклопедию и соцсеть. Общий охват аудитории – более 700 миллионов человек. Кроме Baidu в Китае работают и несколько американских поисковиков, включая Bing и Yahoo.
На втором месте после поиска идут многочисленные новостные ресурсы, такие как QQ, Sina и Sohu. Каждый из них в сутки собирает аудиторию в десятки миллионов человек. Следом за ними по популярности следуют торговые площадки и интернет-магазины: по данным SimilarWeb сайты Taobao, Tmall и JD занимают третью, четвертую и шестую строчки рейтинга.
С соцсетями тут тоже порядок. Примерно половина пользователей интернета в Китае периодически пользуется Weibo – это некий гибрид Twitter и Facebook. Кроме него существует еще несколько проектов меньшего масштаба, таких как Zhihu.
Периодические блокировки Wikipedia в Китае тоже переживают спокойно. У них есть свой вики-сайт Hudong, считающийся крупнейшей энциклопедией в мире.
Если немножко, то можно
Несмотря на кажущуюся строгую цензуру, власти смотрят на исполнение законов сквозь пальцы, хотя работа по зачистке информационного пространства поставлена на поток. Например, в компании Weibo имеется более 700 модераторов, которые при поддержке властей аккуратно зачищают неуместные сообщения и комментарии в своей соцсети. Несмотря на это, критика властей в соцсетях не раз становилась поводом для судебных разбирательств и антикоррупционных дел в отношении чиновников на местах.
Убедится в том, что китайцам запреты не помеха, можно глянув на статистику самых популярных сайтов на том же SimilarWeb. Заблокированный YouTube занимает 27 место в списке с несколькими миллионами посетителей в сутки и всего лишь вдвое уступает крупнейшему местному видеохостингу Youku, который работает без ограничений. Примечательно, что десятую строчку рейтинга занимает Google.com. Причем, если верить сервисам типа Blockedinchina, доступ к нему сейчас не ограничивается.
А вот отношение интернет-гигантов к ситуации разное. После скандального ухода из Китая Google всячески избегает раздачи комментариев по этому вопросу. При этом официальная причина в виде отказа от безоговорочного цензурирования поисковой выдачи на google.cn выглядит неубедительной, ведь речь идет о крупнейшем сегменте рынка.
Это очень хорошо понимает Цукерберг, который два года учил китайский язык, неоднократно наносил официальные визиты в Китай, где встречался с самыми высокопоставленными чиновниками, посещал родные места Си Цзиньпина, раздавал всем сотрудникам офиса его 600-страничный труд о государственном управлении и даже просил его совета в выборе имени для дочки. Возможно, что Facebook сейчас будет дан зеленый свет к началу переговоров.