Российский рынок акционерного капитала в текущем году за счет восстановления спроса на активы РФ, улучшения общей макроэкономической и геополитической ситуации, в том числе благодаря приватизационным историям, уже превышает и по объему сделок, и по их количеству итоги всего 2015 года, при этом до конца года ожидается еще несколько знаковых размещений компаний из различных секторов экономики. О текущем состоянии рынка и перспективах развития в интервью РИА Новости рассказал исполнительный директор управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитал" Дмитрий Болясников. Беседовал Илья Нестеров.
— Высказывалось мнение, что для рынка капитала 2016 год стал дном, но уже в 2017 году возможно его восстановление. Вы разделяете эту точку зрения? Какие прогнозы на 2017 год?
— В этом году уже на данный момент и по количеству, и по объему было проведено больше сделок, чем в прошлом году, поэтому сложно назвать 2016 год дном для рынка акционерного капитала. В прошлом году суммарный объем размещений составил 1,8 миллиарда долларов, в этом году цифра уже превышает 2 миллиарда долларов, а год еще не закончился.
"ВТБ Капитал", в частности, работает над рядом крупных сделок, и мы ожидаем, что до конца года состоится еще несколько знаковых размещений на рынке акционерного капитала.
Безусловно, мы наблюдаем восстановление спроса на российские активы, улучшение общей макроэкономической и геополитической ситуации, поэтому можно проводить масштабные транзакции, в том числе исключительно с листингом на Московской бирже.
Поэтому с точки зрения объемов и количества публичных размещений этот год будет лучше прошлого. По нашим расчетам, показатели 2017 года превысят итоги 2016 года.
Процесс проведения первичных размещений (IPO) сложнее, чем вторичное размещение (SPO), так как сложнее механизм определения цены. При IPO инвесторы берут на себя больше рисков — на определенного эмитента, на его акционеров и менеджмент, на то, что развитие ситуации после размещения будет соответствовать заявленным планам, в то время как при вторичном размещении инвесторы отталкиваются от истории торгов компании и довольно просто приходят к той цене, которую они готовы заплатить с учетом показателей компании на протяжении определенного времени.
В связи с этим сейчас больше проходит SPO, но мы надеемся, что и ряд крупных сделок IPO состоится в течение ближайших трех-шести месяцев.
— Упомянутый объем проведенных сделок учитывает приватизационные истории?
— Если мы говорим про этот год, то цифра более 2 миллиардов долларов включает приватизацию "Алросы". И инвесторы, и агентства, которые ведут подсчет объемов сделок на рынках акционерного капитала, рассматривают все публичные транзакции, включая приватизационные, в совокупности.
Мы ожидаем ряд приватизационных сделок и в следующем году.
— Можно по секторам выделить, какие компании будут проводить сделки?
— В каждом случае речь идет об уникальных инвестиционных историях, о компаниях, готовых к размещению благодаря совокупности ряда факторов. Потребительский сектор, ритейл пользуется большим интересом у инвесторов, а также есть уникальные истории в сырьевых отраслях. Тем не менее принадлежность к конкретной сфере играет менее важную роль по сравнению с инвестиционным потенциалом самой компании, насколько она привлекательна для инвесторов. Я думаю, что вы увидите сделки по компаниям из металлургического сектора, нефтегазового, финансового, ритейла и потребительских товаров.
— Что будет способствовать тому, что следующий год для рынка будет лучше текущего?
— Мы уже видим восстановление рынка. Отчасти этому способствует и рост цен на нефть, их стабилизация на более высоком уровне относительно первого полугодия 2016, укрепление национальной валюты, улучшение макроэкономической ситуации в России и на международных рынках.
Тем не менее существует ряд глобальных рисков, которые несут неопределенность и делают окна для размещения достаточно узкими, поэтому для каждого размещения нужно выбрать благоприятный момент между тем или иным изменением новостного фона. В частности, сейчас самая важная тема — это результаты американских президентских выборов, уровни нефтяных котировок, соглашение с ОПЕК, макроэкономическая ситуация, состояние китайской экономики, возможное изменение процентной ставки ФРС США. В совокупности эти факторы влияют на тот фон, при котором компании рассматривают возможность запуска сделки на рынке ECM.
Тем не менее, как мы видим по размещению "Алросы", бывают уникальные, сильные инвестиционные истории из России, которым удается привлечь очень высокий спрос со стороны международных и локальных инвесторов, успешно разместиться и торговаться на хороших уровнях и после размещения.
— Как вы считаете, возможны ли в рамках большой приватизации еще размещения на бирже по аналогии с "Алросой"?
— Думаю, да. В собственности государства находится много крупных публичных компаний, которые уже торгуются и достаточно ликвидны, и планы по их вторичному размещению время от времени озвучивались как со стороны компаний, так и со стороны правительства. Как правило, это случаи, когда блокирующий или контрольный пакет остается в собственности государства и есть 5-25%, которые можно разместить. Поэтому такие размещения, как приватизация 10,9% акций "Алроса", вполне возможны.
Кроме того, в собственности государства есть ряд непубличных компаний с качественной, понятной инвестиционной историей, достаточно крупных для того, чтобы привлечь необходимый объем средств на рынке и заинтересовать широкий круг инвесторов.
Поэтому с точки зрения как IPO, так и вторичного размещения, перспектива есть.
— Возможны ли варианты одновременной продажи и на рынке, и стратегическому инвестору?
— Практически в любой сделке, и в приватизационной, и в обычном размещении на рынке акционерного капитала, банки всегда советуют находить якорных инвесторов, чтобы минимизировать риск, что сделка не получит определенный спрос со стороны рынка и что будет продолжительное негативное влияние на котировки эмитента во время размещения.
Помимо гарантии спроса, это позволяет также сократить период маркетинга, попытаться провести его в течение одного или нескольких дней, вместо того чтобы неделю маркетировать транзакцию и тем самым создавать давление на котировки со стороны рынка, который ожидает крупное размещение.
В процессе поиска и переговоров с якорными инвесторами сценарий размещения может меняться. Иногда этот диалог развивается так, что рассматривается частное размещение. Иногда якорный инвестор не готов быть price setter, то есть определять цену сделки, и хочет, чтобы ее определил рынок в рамках публичного размещения. При этом он готов гарантировать спрос на определенный объем в денежном выражении, тогда структура транзакции может трансформироваться в публичное размещение с якорной заявкой.
Не исключается и вариант dual-track, при котором банки и эмитент ищут способ сделать публичное размещение, и не исключают вариант частного размещения, если увидят интерес со стороны якорных инвесторов.
Учитывая волатильность на рынке, может быть принято решение сделать клубную сделку с одним-тремя инвесторами, такое размещение не всегда осуществляется в форме акций, может быть использован структурный продукт.
— Как вы считаете, есть ли перспектива у размещений российских компаний не на Московской бирже, а на зарубежных площадках? Или все-таки российские компании должны размещаться в России? Какие ставятся цели при размещении за рубежом?
— Цели всегда разные, каждый случай уникален. Взвешивается много факторов — где зарегистрирована компания, объем средств, который компания или акционеры хотят привлечь, если эти средства будут привлечены с листингом на нескольких площадках, например в Москве и Лондоне, не повредит ли такой двойной листинг потенциальной ликвидности в будущем, стоит ли добавлять вторую площадку с точки зрения маркетинга, сыграет ли это положительную роль с точки зрения спроса, есть ли на этой площадке торгуемые компании — аналоги, конкуренты эмитента.
Надо отметить, что Московская биржа значительно улучшила инфраструктуру и удобство размещения за последние несколько лет и становится все более популярной среди эмитентов и инвесторов. На сегодня практически не осталось международных инвесторов, которые не могут торговать на Московской бирже. Поэтому мы будем все чаще видеть размещения исключительно на Московской бирже, но в определенных случаях возможен двойной листинг с параллельным размещением на одной из крупных международных площадок.
— Большие сделки по приватизации "Башнефти" и "Роснефти" как-то влияют на другие сделки на рынке капитала, могут ли их отодвинуть на какое-то время или это параллельные истории, которые друг друга не касаются?
— В целом если мы рассматриваем один продукт, например публичное размещение, и рассматриваем один сектор, где есть два конкурирующих эмитента из России, то, конечно, на публичном рынке среди институциональных инвесторов будет определенная конкуренция за то, в какой актив инвестировать.
Например, если мы говорим о приватизации "Алросы" и параллельном размещении компании из другого сектора, ритейла или финансов, то пересечение практически отсутствует, это абсолютно разные активы и нет практически никакой угрозы для спроса, конкуренция за инвестора небольшая. Иногда, конечно, инвестор отталкивается от своих внутренних ограничений по региону, стране, но, как правило, это не является проблемой. Кроме того, количество размещений не такое большое, что опять же снижает риск возникновения конкуренции за инвесторов.
— Если брать последние год-два, можно ли выделить наиболее активных инвесторов по регионам присутствия?
— Мы видим значительный рост внутреннего российского спроса, а также со стороны ближневосточных фондов, партнеров РФПИ. Спрос европейских, британских и американских инвесторов всегда составляет довольно значительную долю любого размещения, но в каждом конкретном случае варьируется в зависимости от того, какие фонды и насколько большие заявки оставляют. Например, если американские фонды принимают участие, это могут быть заявки на сотни миллионов долларов от одного-двух фондов, а может быть десять заявок на пять-десять миллионов долларов. Поэтому определенной тенденции от сделки к сделке нет, все зависит от индивидуальных параметров конкретного размещения.
— Как вы считаете, перспективно ли привлечение к сделкам на рынке ECM физических лиц?
— Физические лица, которые участвуют в размещениях, это обычно клиенты брокеров, инвесторы, у которых есть счета и которые торгуют на бирже. Доля таких инвесторов небольшая, по итогам размещения она не превышает нескольких процентов, но это важная группа, прежде всего потому, что они вносят значительный вклад в создание дополнительной ликвидности на вторичном рынке, а это является одним из факторов инвестиционной привлекательности. Сейчас инвесторы очень много внимания уделяют этому фактору, в том числе когда рассматривают возможность участия в транзакции.
— А какие еще факторы инвесторы рассматривают при оценке инвестиционной привлекательности компании и принятии решения об участии в размещении?
— В последнее время большое внимание инвесторы уделяют дивидендной доходности, для физических лиц это может рассматриваться как альтернатива депозитам, особенно если у компании стабильный дивидендный поток. Для институциональных инвесторов фокус также немного сместился в сторону гарантированных дивидендов против перспектив стремительного роста, потому что в последнее время на рынке он наблюдается все реже.
— За счет чего можно увеличить долю спроса физлиц?
— Когда мы говорим о розничном спросе, мы говорим о клиентах брокеров, необходимо иметь в виду, что мы не учитываем категорию high net worth individuals, которые могут приобретать доли в сделках на десятки миллионов долларов.
За последние годы спрос физлиц оставался достаточно стабильным, и мы не ожидаем значительных изменений в ближайшее время.
Мотивацией для физлиц, как и для других типов инвесторов, является инвестиционная привлекательность сделки. Для людей, которые торгуют на бирже и следят за рынком, определенные вещи так же очевидны, как и для портфельных менеджеров крупных фондов. Если они видят интересную историю из перспективного сектора, они могут инвестировать большую сумму. Все зависит от объема сделки, рыночных условий, тех последствий транзакции, которых ожидают инвесторы.
В сделке по размещению "Алросы" существенное влияние на то, как компания торгуется после сделки, оказало увеличение ее доли в индексе. Если инвесторы понимают, что после размещения компания попадет или увеличится ее вес в определенном крупном индексе — MSCI Russia, FTSE, ряде других крупных индексов, то это может увеличить спрос при размещении.
Если такие факторы являются частью инвестиционной истории и продаются в рамках размещения, они имеют определенный мультипликативный эффект на спрос как со стороны крупных инвесторов, так и со стороны физлиц.