Рейтинг@Mail.ru
"Сточная канава" и "диктат толпы": споры вокруг речи Константина Райкина - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Сточная канава" и "диктат толпы": споры вокруг речи Константина Райкина

© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкХудожественный руководитель Российского государственного театра "Сатирикон" имени А.Райкина, народный артист России Константин Райкин
Художественный руководитель Российского государственного театра Сатирикон имени А.Райкина, народный артист России Константин Райкин
Читать ria.ru в
Дзен
Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала. На этот раз бурные обсуждения вызвало выступление народного артиста России Константина Райкина на форму Союза театральных деятелей. Обо всём этом подробнее - Анастасия Мельникова.

Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Удивительно, но простые  и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры  — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".

Художественный руководитель Театра Сатирикон Константин Райкин. Архивное фото
Райкин призвал к цеховой солидарности во времена нападок на искусство
"…И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать", — напомнил Константин Райкин.

По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали  — это власть.

"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.

Занавес
Всероссийский театральный форум выступил против возрождения цензуры
Очевидные же вещи, нет? Понятно же, что государство не должно вмешиваться в творчество, это дело признанных, авторитетных экспертов – критиковать, советовать, рецензировать, выбирать достойные наград постановки.

И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).

Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина

Но отзывы на выступление Константина Райкина – прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" – проблемы, наверное?".

Кремлевская набережная в Москве. Архивное фото
В Кремле считают недопустимой цензуру в сфере искусства
С одной стороны – мнение генерального директора Государственного Эрмитажа  Михаила Пиотровского: "Цензура — это всегда диктат. Диктат власти или диктат толпы. У нас сейчас всё идет к диктату толпы, что даже и власть начинает строиться. Толпа начинает говорить: мы хотим так и так. Если с обкомовскими цензорами можно было справиться, что-то прийти, объяснить. Не всегда, но интеллигенция знала, как можно обходить эти вещи. А вот диктат толпы – это ужасно".

С другой (также цитата по агентству НСН) – высказывания руководителя мотоклуба "Ночные волки" Александра "Хирурга" Залдостанова: "Под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты. Бездействовать мы не будем, и я сделаю все, чтобы защитить нас от американской демократии".

Вот же он, будущий диктат толпы, о котором говорит гендиректор Эрмитажа. Вот же он, показной патриотизм вкупе с неприкрытым хамством (да и при чем здесь вообще американская демократия?). 

И ведь кто-то действительно верит в то, что если любимый многими миллионами артист и режиссер делает смелые заявления, то он – либо адепт американской демократии, либо лично обижен на деятелей Минкульта,  либо хочет денег.

Последнее, кстати, совсем уж смешно: по этой логике после подобных выступлений вряд ли можно рассчитывать на финансовые и иные блага от государства. 

"Сатирикону" не хватает денег

© Фото : Andres rusТеатр "Сатирикон"
Театр Сатирикон

Позиция Константина Райкина, безусловно, уязвима  еще и потому, что совсем недавно, несколькими днями ранее, стало известно, что возглавляемый им театр "Сатирикон"  — чуть ли не на грани разорения. 

Художественный руководитель Российского государственного театра Сатирикон имени А.Райкина, народный артист России Константин Райкин. Архивное фото
"Сатирикону" нужна господдержка, чтобы выпускать по два спектакля в год
Впервые за историю театра в сезоне вышла только одна премьера, после чего труппа полгода находилась в простое. Пока идет ремонт основного здания, "Сатирикон"  вынужден арендовать другие площадки, чтобы иметь возможность играть и репетировать новые пьесы, а на аренду при этом уходит большое количество заработанных средств.

Константин Райкин сообщил на прошлой неделе, что обратился с просьбой о помощи к министру культуры РФ Владимиру Мединскому. На следующий, 20 октября, день из Минкульта последовал недоуменный ответ.

Райкин в спектакле Человек из ресторана в театре Сатирикон. Архивное фото
Минкультуры удивлено просьбой "Сатирикона" о деньгах
По словам замминистра Александра Журавского, когда руководство "Сатирикона" обратилось за помощью в финансировании на аренду ММЦ "Планета КВН" (в связи с тем, что историческая сцена театра находится на реконструкции), власти пошли навстречу театру и выделили более 44 миллионов рублей на компенсацию аренды.

Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.

После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события – финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали – пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина – последовательная, с подобными заявлениями он выступает давно.

Символ Национальной театральной Премии и фестиваля Золотая маска
Русофобия в театре или свобода творчества?
Претензии к Минкульту и к одному из замминистров Владимиру Аристархову звучали, к примеру, еще в мае прошлого года – тогда Константин Райкин вместе с Георгием Тараторкиным и Игорем Костолевским раскритиковали высказывания Аристархова по поводу театральной премии "Золотая маска" (тот считал, что фестиваль поддерживает провокационные и русофобские постановки). 

Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие – остаться без дополнительной помощи театру.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала