МОСКВА, 26 окт – РИА Новости. Антон Поляков. Во вторник компания Apple обнародовала результаты своего 2016 финансового года, который закончился 24 сентября.
Отрицательная динамика фиксируется уже третий квартал подряд, что в новейшей истории компании происходит впервые, если не считать результатов второго квартала 2013 года. Но тогда снижение было единичным и формальным – менее 1%.
В четвертом квартале спад идет по всем трем основным продуктовым направлениям компании. И если считать продажи в деньгах, то цифры будут еще более грустными. Например, если в штучном выражении iPhone было продано лишь на 5,3% меньше, то в финансовом плане падение составило 13%.
Единственное направление, где компания прогрессирует, – это сервисы. За четвертый квартал Apple получила тут 6,3 миллиарда долларов дохода, что на 24% больше чем годом ранее. Впрочем, на общем фоне сервисы – малозначительный показатель, сравнявшийся лишь с уровнем продаж компьютеров и ноутбуков Mac.
Если сравнивать продажи в 2016 финансовом году с 2015 годом, падение становится еще более заметным.
В штучном выражении iPhone теряет 8,3%, iPad 17%, а Mac 10,7%. И это при том, что летний прогноз исследовательской компании Gartner предполагал семипроцентный рост рынка смартфонов в этом году, что документально подтверждалось общим ростом в первом и втором кварталах.
"Главный фактор риска для Apple – зависимость от iPhone" — комментирует ситуацию Дмитрий Рябинин, руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru. "Этот продукт делает 60% выручки, и любые изменения в данной категории напрямую влияют на общее положение дел. В последнее время в Китае и еще ряде регионов усилилась ценовая конкуренция, поэтому снижение доли Apple ожидаемо".
"Индикатором реального положения дел будут рождественские и новогодние продажи. Если они пройдут успешно, то для Apple есть еще несколько лет запаса прочности. Если же негативная динамика продолжится, то Тиму Куку пора ускориться и предложить покупателям что-то более завлекающее, чем просто эволюционный iPhone" — резюмирует эксперт.
Не продажами едиными
С технической точки зрения тоже наблюдаются проблемы. И если по части производительности многие экспертные издания однозначно присуждают победу iPhone 7, то экран с относительно низким разрешением и технологией LCD так или иначе уступает современным AMOLED матрицам от Samsung. Причем попытки перехода на AMOLED у Apple так и не увенчались успехом.
"По сути, мы сейчас наблюдаем, что яблочная сказка двухтысячных превращается в обычную компанию с сопутствующими проблемами и неудачами. Главное, чтобы не было возврата в 80-90-е, когда у Apple были очень серьезные проблемы на фоне IBM, Microsoft и прочих конкурентов. Я не исключаю такой перспективы в горизонте 5-10 лет, но надеюсь на лучшее" — говорит Дмитрий Рябинин.
Прогноз неутешительный
В своих собственных прогнозах на первый квартал 2017 финансового года, куда попадут рождественские распродажи, Apple ожидает рост от 0,1% до 2,8% в сравнении с прошлогодним периодом. С учетом того, что на днях должны состояться анонсы новых Mac, которые радикально не обновлялись несколько лет, можно констатировать, что компания ожидает продолжения падения в других категориях.
Эксперты тоже смотрят на положение дел скептически: "Очевидно, что нужны новые ниши, но с ними все сложно — часы провалились, другие категории тоже снижаются. Безусловно, обновление Mac и Watch принесет позитив, но на фоне iPhone пока это незначительные объемы в выручке. Автомобиль или что-то альтернативное было бы правильным шагом в развитии компании. Ставки высоки, все ждут чуда, и это дополнительное давление на Apple. Не уверен, что команда Кука готова к такому. История с часами показала, что не все так прекрасно в Купертино, как кажется фанатам бренда" — резюмирует Рябинин.
При этом сама компания оценивает результаты деятельности со странным воодушевлением.
"Наши уверенные результаты за квартал, завершившийся в сентябре, подводят итог 2016 финансового года, ставшего очень успешным для Apple", — цитирует пресс-служба главу корпорации Тима Кука.
Подобные заявления делаются не только на фоне мрачных результатов деятельности компании в прошедшем году, но и с учетом наметившейся стагнации мирового рынка смартфонов. Apple срочно нужна революция, подобная той, которую они провернули дважды в новой истории компании, выпустив сначала iPod, а затем iPhone. Правда, в те времена конкуренция на рынке электроники была в разы слабее, а у руля компании стоял Стив Джобс. Похоже, что именно сейчас потенциал его идей начинает окончательно иссякать, а новых, увы, пока не видно.