МОСКВА, 31 окт – РИА Новости. Антон Поляков. Попытки получения максимальной прибыли на рынке высоких технологий рано или поздно приводят к провалам. Причем компании умудряются похоронить не только некоторые из своих продуктов, но и замедлить развитие целых сегментов рынка. Несколько самых ярких случаев последних лет – в материале РИА Новости.
Skylink
В 2005 году компания начала внедрение сетей 3G (CDMA-2000), реальные скорости работы которых были в восемь раз выше теоретического предела для сетей второго поколения с технологией EDGE. Это был прорыв, благодаря которому Skylink могла бы стать лидером на рынке мобильного доступа в Сеть.
Однако Skylink не стала позиционировать себя как интернет-провайдера. Вместо этого она увлеклась расширением ассортимента сотовых трубок, пытаясь привлечь как можно больше абонентов голосовой связи.
К 2010 году число доступных телефонов дошло до девяти, что в сравнении с ассортиментом GSM-моделей казалось смехотворным. При этом тарифы на мобильный интернет были неприлично высокими. Один мегабайт трафика в Москве обходился в пять рублей. И это с учетом того, что у большой тройки при покупке даже небольших пакетов цены начинались от двух рублей.
На практике это означало, что за 30 минут серфинга по сети абонент мог потратить сумму, эквивалентную месячному доступу в интернет с использованием домашних проводных сетей или ADSL. Вдобавок у Skylink были дорогие модемы.
С началом повсеместного внедрения 3G большой тройкой привлечь внимание абонентов не удалось даже существенным снижением цен, которые, впрочем, все равно оставались выше, чем у конкурентов.
По последним заявлениям Tele2, поддержание инфраструктуры Skylink для них невыгодно. Сеть постепенно сворачивается, а абонентов переводят на GSM.
Империя Sony
Уважаемая компания с мировым именем, занятая разработкой и производством высококлассных продуктов, в какой-то момент почувствовала себя империей. На практике это означало, что на многие товары в компании начали выставлять ценники без особой оглядки на конкурентов, а также навязывать собственные технологические стандарты.
Предполагалось, что Memory Stick будет единственным форматом карт памяти для всей цифровой техники Sony. Однако их цена была вдвое выше аналогов и вызывала легкий шок не только у экспертов. И это с учетом того, что скоростные характеристики карт находились на уровне ниже среднего.
Спустя несколько лет маркетологи компании заметили, что формат карт и их стоимость также является важным критерием при покупке любой электроники. Компания пошла навстречу потребителю, и в новых сериях продуктов Memory Stick начали заменять на популярные SD.
Та же участь постигла и электронные книги компании. Пока конкурентов было мало, а качество и набор функций высокие, дела шли неплохо. Но с массовым появлением менее именитых брендов, предлагавших, опять же, вдвое меньшую цену со схожим качеством, Sony осталось только заявить о нерентабельности и свернуть всю линейку продуктов.
Ноутбуки Samsung
Кого изначально сложно заподозрить в чрезмерной алчности, так это Samsung. Гигант производит продукты нескольких ценовых категорий, сражаясь за потребителей с разным достатком. Ведь даже в бюджетном сегменте многие компании могут хорошо зарабатывать, если занимают ключевые позиции, позволяющие оказывать давление на других.
В 2013 году ноутбуки Samsung покинули российский рынок, а через год ушли с европейского и других рынков. По словам Константина Исаакяна, бывшего сотрудника Samsung, а ныне директора Dell в России по направлению потребительских рынков и малого бизнеса, компания десять лет продавала ноутбуки по всему миру себе в убыток с целью увеличить долю на рынке и потом диктовать условия своим партнерам. Вдобавок Samsung не стала делегировать сборку ноутбуков другим компаниям, которые могли бы сделать это дешевле, чем выходило на собственных корейских и китайских фабриках. Ведь в этом случае получилось бы, что компания "подкармливает" потенциальных конкурентов.
В итоге Samsung сосредоточилась на смартфонах и других IT-продуктах, признав их более перспективными.
Не вошли в список
Несмотря на то, что многие игроки на рынке, в первую очередь, ставят своей целью извлечение максимальной прибыли, жадность не является единственной причиной провалов. Любая неудача – это стечение нескольких обстоятельств, где один из факторов может быть лишь доминирующим.
В то же время известно множество случаев, когда мощная поддержка со стороны компании-разработчика не давала кануть в Лету продуктам с абсолютно нежизнеспособным сочетанием завышенной цены и весомых недостатков.
Вполне закономерно, что сейчас смартфоны на Windows, по сути, можно найти только под маркой Microsoft (бывшая Nokia), хотя на момент ее выхода список производителей был обширным.