МОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Начатая в 2015 году на АЭС "Пакш" в Венгрии эксплуатация модифицированного российского ядерного топлива второго поколения уже принесла дополнительную экономическую выгоду венгерскому заказчику: в частности, уменьшились расходы на содержание атомной станции и сократилось воздействие на окружающую среду, отметил руководитель отделения ядерной физики АЭС "Пакш" Имре Немес, выступивший на прошедшей в Праге крупной международной конференции "ВВЭР-2016".
На конференции обсуждались вопросы, относящиеся к разным аспектам всего жизненного цикла АЭС с российскими водо-водяными энергетическими реакторами ВВЭР (они названы так потому, что в них вода одновременно является теплоносителем и замедлителем нейтронов). В настоящее время это основной экспортный продукт госкорпорации "Росатом". Сейчас "Росатом" ведет сооружение по технологии ВВЭР восьми блоков на территории РФ, в портфеле заказов госкорпорации 36 блоков за рубежом.
Реакторы ВВЭР по своим техническим характеристикам не только полностью соответствуют современным, так называемым постфукусимским требованиям безопасности, но и по ряду параметров опережают другие типы реакторов.
На единственной в Венгрии АЭС "Пакш", построенной с участием СССР, работают четыре блока с реакторами ВВЭР-440. АЭС производит более 50% электроэнергии, вырабатываемой в стране.
С 2015 года блоки АЭС "Пакш" наряду со штатным российским топливом обогащения 4,2% (по урану-235) поэтапно переводились на топливо второго поколения с повышенным обогащением 4,7%. Тем самым длительность топливного цикла блоков станции возрастает с 12 до 15 месяцев. Использование нового топлива позволит увеличить выработку электроэнергии и снизить стоимость затрат на плановый ремонт при перегрузке атомных блоков.
"С 2015 года АЭС "Пакш" начала переходить на удлиненный топливный цикл, и сегодня уже все четыре блока станции работают на 15-месячном цикле смены топлива. Это произошло благодаря новому типу топлива, который был разработан в сотрудничестве с его поставщиком, компанией ТВЭЛ, на основе наших технических условий", — сказал Немес.
"Удлиненный топливный цикл имеет для нас, как оператора станции, целый ряд экономических преимуществ. В течение пяти лет эксплуатации топлива у нас было четыре остановки реактора для перезагрузки топлива против обычных пяти, так что мы произвели на 2% энергии больше. Также сократились расходы на содержание станции, и сократилось воздействие на окружающую среду за счет снижения производства радиоактивных отходов и использованного ядерного топлива", — отметил он.